Иванов Валерий Борисович
официальный сайт писателя
На камнях у Севастополя – несостоявшийся «пират» Сталина Часть 1.
Из книги "Тайны морские", серии "Тайны Cевастополя"
Часть 1
Наиболее важными объектами советского кораблестроения в первую послевоенную десятилетку считались тяжелые (большие) крейсера проекта 82. За ходом их проектирования и строительства постоянно следил И.В. Сталин, придававший большое значение их скорейшему вступление в строй. Нарком судостроительной промышленности И.И. Носенко информировал по этому поводу правительство страна так: «По определению товарища Сталина, тяжёлый крейсер проекта 82 - это «крейсер-пират», «крейсер-бандит», который сам выбирает условия боя и условия маневрирования. Для этого тяжёлый крейсер будет иметь небывалую для этого класса кораблей высокую скорость хода (35 узл)». Но, несмотря на то, что И.В. Сталин отдавал этим кораблям предпочтение перед всеми другими крупными кораблями, их судьба сложилась трагически, как, впрочем, и всех крупных артиллерийских кораблей советского флота. Ни один корабль будучи заложенным, не был полностью достроен. Их история бесславно закончилась разделкой на металл.
К началу Великой Отечественной войны на стапелях застыли недостроенные корпуса тяжелых крейсеров «Кронштадт», «Севастополь» и «Сталинград», строившихся по проекту 69 (с разработкой промежуточного проекта 69). По проекту предполагалось построить 15 единиц, но планы прервала война. Два первых корабля имели готовность по корпусу около 12% и их предполагалось законсервировать. После окончания войны проект этих крейсеров был признана устаревшим и в 1948 году их корпуса были разобраны на металл.
Эстафету этих сталинских «монстров» и принял на себя проект 82. Первое оперативно-техническое задание (ОТЗ) на разработку предэскизного проекта было утверждено еще 15 мая 1941 года. Заданием предусматривалось, что корабль проекта 82 должен быть способен вести бой с тяжёлыми крейсерами противника, вооруженными 203-мм артиллерией, уничтожать вражеские и поддерживать свои легкие крейсера, осуществлять постановку активных минных заграждений, действовать на вражеских коммуникациях и оказывать арт. поддержку своему десанту, подавляя береговые батареи противника. Стандартное водоизмещение корабля не должно было превышать 20000 тонн, в скорость полного хода - не менее 36 узлов. Дальность плавания предусматривалась в 10000 миль, максимальное бронирование – 203 мм. Артиллерийское вооружение крейсера составляли бы 8-203мм, 12-100мм и 12-37мм орудий и авиационное вооружение - 4 гидросамолета с двумя катапультами, предполагался и один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат в корме. Проектные работы по крейсеру традиционно были поручены центральному конструкторскому бюро (ЦКБ-17), а руководство технической политикой крейсеростроения осуществлял главный инженер ЦКБ-17 В.А. Никитин. В ходе войны изменились взгляд на роль крупных артиллерийских кораблей, что и привело к корректировке проекта 82.
Главный Морской штаб выдал 15 сентября 1943 года конструкторам ЦКБ-Г новое оперативно-техническое задание. Теперь главным предназначением крейсера проекта 82 считалось придание устойчивости действиям своих легких сил, самостоятельные действия на вражеских коммуникациях, уничтожение легких и тяжелых крейсеров противника (с артиллерией до 203мм) обеспечение деятельности своих авианосцев и подавление береговых батарей. Водоизмещение крейсера (стандартное) достигало 22000 тонн, скорость полного хода - 33 узлов, дальность плавания - 10000 миль. Артиллерия корабля предусматривалась следующая: 9 - 210-230 мм, 12 - 190мм и 32-37 мм орудий. Торпедное вооружение отсутствовало, сохранялись 4 гидросамолета, а также 203-ми бронирование. Конструкторами ЦКБ-17 было проработано 6 различных вариантов будущего крейсера с анализом влияния его отдельных элементов на рост водоизмещения и друг на друга. При любом варианте какой-то из элементов не удовлетворял требованиям ОТЗ, а водоизмещение крейсера колебалось от 22000 да 36000 тонн. Результатом этих конструкторских поисков и последующим рассмотрением предложенных вариантов в организациях ВМФ СССР, стало откорректированное ОТЗ.
Иванов. В. Б.
Продолжение