Иванов Валерий Борисович

официальный сайт писателя

На камнях у Севастополя – несостоявшийся «пират» Сталина Часть 2.

Из книги "Тайны морские", серии "Тайны Cевастополя"  Часть 2

Нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов утвердил предложенное ОТЗ 15 ноябри 1944 года, но Наркомат судостроительной промышленности отказался выполнять предэскизное проектирование, ссылаясь на загруженность ЦКБ работой, неактуальность проекта к неясность перспектив послевоенного кораблестроения. Исследовательские работы по этому ОТЗ пришлось поручить научно-техническому комитету ВМФ (НТК ВМФ), но после вмешательства И. В. Сталина и ЦКБ-17 вынуждено было заняться работой над проектом 82. ОТЗ предусматривало стандартное водоизмещение крейсера в 25000-26000 тонн, скорость полного хода -33 узла, дальность плавания -9000 миль, максимальное бронирование - до 203мм. Вооружение крейсера: 9 - 220мм, 16 – 130 мм, 32 - 45мм и 20 - 25мм орудий. Сохранялись 4 самолета.

 

Крейсер проекта 82

 

 

В конце 1947 года, после согласования проекта тактико-технического задания, началась разработка эскизного проекта. Главным конструктором крейсера проекта 82 был назначен Л.В. Дикович, имевший обширный опыт в проектировании и строительстве крупных надводных кораблей (линкор проекта 23 и крейсера проектов 26,68). В ходе проектирования крейсера рассматривались различные варианты вооружения, но на совещании в Кремле И.В.Сталин одобрил вариант с 305-мм артиллерией, стандартным водоизмещением 40000 тонн и скоростью в 32 узла. Тов. Сталин дал личное указание ускорить строительство таких кораблей и впоследствии постоянно контролировал все работы по ним. Небезитересно будет отметить, что существовало несколько вариантов 305-мм вооружения "сталинских пиратов". Один из них предусматривал использование 305-мм безоткатных орудий, как развитие пушек изобретателя Курчевского. У конструкторов и «заказчика» хватило здравого смысла отказаться от сомнительного новшества. Новые крейсера должны были бы превосходить по своим характеристикам американские больше (линейные) крейсера типа «Аляска». Но добиться этого по ряду причин не удалось. Новый крейсер проекта 82 явно уступал и американскому прототипу, и своему предшественнику - ТКР проекта 69. Для достижения требуемой Сталиным 35-ти узловой скорости потребовалось установить четвертый главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) того же типа, что и на линкорах типа «Советский Союз» и на крейсерах проекта 69. Но взамен пришлось резко ослабить бронирование, особенно бортовое, а также уменьшить запас топлива и соответственно, дальность плавания. В худшую сторону были сделаны также и конструкторские проработки отдельных узлов и механизмов, явно недостаточным и заранее устаревшим оказалось зенитное вооружение. Тем не менее, попытки Наркома ВМФ отказаться от заранее неудачного крейсера оказались безуспешными. В августе 1948 года правительство страны утвердило тактико-техническое задание (ТТЗ) на крейсера проекта 82 (типа «Сталинград»), а в марте следующего года ЦКБ-17 завершило разработку эскизного проекта и сразу приступило к техническому проекту, не ожидая утверждения правительством. Осенью 1949г. при рассмотрении эскизного проекта Сталин вновь корректирует свои требования к крейсеру, требуя снижения водоизмещения до 36000 тонн, скорости полного хода более 35 узлов и т.п. Вновь конструкторы вынуждены уменьшать бортовое бронирование, увеличивать на 30% (!) мощность энергетической установки, пересматривать состав зенитной артиллерии. В октябре 1949 года все работы по проекту 82 были переданы в ЦКБ-16 (бывшее ЦКБ-Л) и из состава ЦКБ - 17 в него перевели группу конструкторов, занимавшихся проектом ранее. В марте 1950 года правительство страны утвердило новые элементы корабля и примерную стоимость каждого крейсера в полтора миллиарда рублей. В «предварительном» техническом проекте были заявлены следующие тактико-технические характеристики (ТТХ):

Водоизмещение: 36500 т. стандартное, 43000 т. полное. Длина корпуса - 250,5м, ширина –31,6м, осадка - 9,7м. Метацентрическая высота 2,6 м. Автономность - 20 суток. 4 ГТЗА по 70 000 л.с. 12 паровых котлов, 4 винта. Скорость: 34 узла, с форсажем на 2 часа до 35 узлов. Дальность плавания 5000 миль экономическим ходом в 15 узлов. Живучесть при затоплении любых 4 отсеков.

Бронирование:

борт - до 150мм,

палуба - до 90 – 110мм,

башни главного калибра - 323мм,

противоминная защита - 6м.

Вооружение:

3 х 8 -305мм "МК -15" (2 башни в носу, I - в корме),

6 х 2 -130мм "В-28" (2 башни в носу и по 2-поборту),

6 х 4 - 45мм "СМ-22" (2-в корме и по 2 - побортно),

12 х 1 – 37мм "70-К"(по 6 – побортно, между трубами),

10 х 4 – 25мм.

Экипаж корабля: 1481 чел.

Окончательный технический проект должен был быть представлен на утверждение в правительство к февралю 1951 года. Министерству судостроительной промышленности предписано было начать в 1951 году строительство двух тяжелых крейсеров проекта 82 на заводах № 444 ( в Николаеве) и № 189 ( в Ленинграде) со сдачей в 1954 и в 1955 годах соответственно. Окончательно технический проект крейсера был утвержден правительством в июне 1951 года, а в ноябре вышло постановление о строительстве третьего крейсера на заводе № 402 (Молотовск).

Следует отметить, что за описываемый промежуток времени сменилось четыре руководителя советского судостроения. И. И. Носенко в 1946 году был назначен министром транспортного машиностроения, а его сменил бывший директор танкового (!) завода А. А. Горегляд, отстраненный в свою очередь от должности в 1950 году. Третьим министром стал В. А. Малышев, также бывший Нарком танковой промышленности. С 1953 года его вновь сменил И. Д. Носенко, остававшийся в этой должности до самой смерти в 1956 году (его имя получил николаевский завод № 444). Чехарда руководителей судостроения также внесла свою долю в судьбу крейсеров.

В. Иванов

продолжение

Энциклопедия ЧВВМУ им П. С. Нахимова

Энциклопедия

Полноцветное издание.   648 стр. 2500 фотографий. В приложении  указаны полные списки командиров, преподавателей и всех выпускников ЧВВМУ – 14 077 чел. 

Отзыв о книге

Мы используем надежный хостинг