Иванов Валерий Борисович

официальный сайт писателя

На камнях у Севастополя – несостоявшийся «пират» Сталина Часть 3.

Из книги "Тайны морские", серии "Тайны Cевастополя"  Часть 3

Головной корабль серии «Сталинград» (заводской номер С-400) был зачислен в списки ВМФ СССР 31 августа 1951 года и его официальная закладка состоялась в Николаеве 31 декабря 1951 года. Второй корабль серии «Москва» (заводский номер С-406) зачислен в списки ВМФ СССР 31 апреля 1952 года и в сентябре 1952 года (точная дата неизвестна) заложен в Ленинграде. Третий крейсер получил имя «Архангельск» и в ноябре 1952 года (точная дата также неизвестна) был заложен в Молотовске, как заказ "С-401".

proekt82 2

Обстоятельства сложились так, что стапельный период всех трех кораблей крайне затянулся. Тихий саботаж промышленности и незаинтересованного руководства ВМФ, неоднократно пытавшегося отказаться от их строительства, привел к большому отставанию от графика. Нехватка квалифицированных строителей, постоянные задержки поставок металла и брони, вооружения и оборудования, ряд других экономических и технологических трудностей, вели к нарастающему отставании (на 5-6 месяцев) графика от планов. Время от времени работы приостанавливались, вновь возобновляясь после прямых указаний И.В. Сталина. Спуск «Сталинграда» предполагалось осуществить 6 ноября 1953 года, к годовщине Великого Октября. Однако, фактическая готовность всех трех кораблей на 1 января 1953 года составляла соответственно лишь 18,8%, 7,5% и 2,5% вместо 42,9%, 11,5% и 5,2% по плану. Между верфями метались главный конструктор проекта Л.В. Дикович и главный наблюдающий от ВМФ М.С. Михайлов. Но их усилия были тщетными. На судьбу крейсеров решающее влияние оказала смерть И.В. Сталина, о которой было объявлено 5 марта 1953 года. Практически сразу бал аннулирован заказ «Архангельска». Корпус «Москвы», строившийся на седьмом стапеле Балтийского завода, где ранее находилась цитадель линкора «Советский Союз», также был прекращён строительством. Из состава ВМФ СССР «Москву» официально исключили 11 апреля 1953 года и передали «Главторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

Головной крейсер серии "Сталинград" был снят со строительства 26 июня 1953 года. К этому времени на стапеле возвышалась цитадель крейсера с кормовой оконечностью. На момент окончания строительства, приостановленного смертью Сталина, готовность корпуса «Сталинграда» составляла около 70 %. Чтобы освободить стапель, пришлось соорудить прочную носовую переборку (вместо недостроенной носовой оконечности), разделить корпус крейсера на две части, отделив цитадель и кормовую оконечность. Спуск на воду цитадели «Сталинграда» состоялся 16 апреля 1954 года, на плаву была отделена кормовая оконечность и там же, в Николаеве, разобрана на металл. Из-за ошибки в расчётах, корпус сел несколько ниже расчётной ватерлинии. Завод осуществил дооборудование цитадели для использования в качестве опытового отсека для натурной проверки стойкости конструктивной защиты к воздействию новых образцов морского оружия и отработки боевых частей крылатых ракет.

И прежде, чем продолжить рассказ о судьбе «Сталинграда», рассмотрим – что же представлял бы из себя т.н. «пират» сталинской эпохи – большой (тяжёлый) крейсер проекта 82.

Стандартное водоизмещение официально преподносилось, как 36500 т. Полное водоизмещение по проекту составляло бы 42300 т, а фактически могло превысить 43600 т. В некоторых материалах эти цифры превышают и 45000 т. Длина корпуса наибольшая (проектная) - 273,6 м, ширина корпуса наибольшая 32,0 м., осадка средняя при нормальном водоизмещения – 8,7м (максимальная - 9,2м). Четыре ГТЗА по 70000 л.с. (общей мощностью четырёх вальной котлотурбинной установки в 280000 л.с.) обслуживались двенадцатью паровыми котлами на высоких параметрах пара (паропроизводительность по 110 т /час) с давлением 65 кгс/см2 и температурой 460°С. Главная энергетическая установка размещалась эшелонно в двух машинных и четырех котельных отделениях. Электроэнергетическая система выполнялась на переменном трехфазном токе (380 В) частотой 50 Гц и включала 4 электростанции (Восемь турбогенераторов по 750 кВт и четыре дизельгенератора по 1000 кВт). Крейсер должен был развивать скорость полного хода не менее 35,5 узлов, а запас топлива в 5000 т нефти обеспечивал дальность плавания экономическим ходом в 18 узлов не менее 5000 миль. Корпус корабля, включая и бортовую броню, предусматривался цельносварным и имел 27 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивало непотопляемость крейсера при затоплении 6 смежных отсеков, вместо 4 – 5 в проекте ТКР типа «Кронштадт» (проект 69). Главный броневой пояс толщиной 180 мм (с развалом 15 градусов) в своих оконечностях уменьшался до 150 мм. Траверзы цитадели защищались 140 мм броней (по другим данным - кормовой траверз имел толщину 125 мм). Размеры цитадели составляли примерно 60% длины корпуса. Суммарная толщина брони трех палуб составляла 135 мм, в том числе: верхняя палуба – 50 мм, средняя – 70 мм. Носовая и кормовая оконечности крейсера имели 50 мм броню, вертикальная броня боевой рубки - броню толщиной 260 мм. Башни главного калибра имели лобовую броню в 240 мм и боковую – 225 мм. Остальная артиллерия имела противоосколочную и противопульную броню. Суммарный вес бронирования составлял 10400 тонн или 29% от стандартного водоизмещения крейсера. Главный броневой пояс обеспечивал защиту от попадании 203-мм снарядов с дистанции 75 кабельтовых (т. е. около 14 км), а горизонтальное бронирование – с дистанции около 32 км. Остальное бронирование выбиралось их расчета защиты от фугасных 152 - мм снарядов и 500 - кг авиабомб (с высоты 3 км).

На крейсерах проекта 82 предусматривалась развитая подводная конструктивная защита с бортовыми булями, создававшими глубину защиты в 4,0 м. Имелась броневая преграда и три промежуточных отсека, с суммарной толщиной 75 мм. Это обеспечивало защиту цитадели при контактном взрыве торпеды с тротиловым эквивалентом боевой части в 500 кг. Впервые в отечественном флоте применялась днищевая защита в виде тройного дна, рассчитанная на взрыв 500-кг заряда на расстоянии 5 метров от днища. На крейсерах проекта 69 подобная защита отсутствовала. Отработка конструктивной защиты для проекта 82 проводилась ЦНИИ-45 и ЦНИИВК на основе широкого комплекса теоретических и натурных испытаний, в том числе и на отсеках недостроенных линкоров проекта 23 и крейсеров проекта 69.

Вооружение крейсера типа «Сталинград». Главным калибром артиллерии являлись З04,8 мм орудия «Б – 50» устанавливаемые в трех трехорудийных башенных установках «СМ-31». Длина ствола составляла 61 калибр, боекомплект - 720 снарядов. Масса 304,8 мм снаряда составляла 467 кг, начальная скорость снаряда - 900м/сек., дальность прицельной стрельбы – 270 кбт.

Скорострельность: 2 - 3 выстрела в минуту.

Универсальную артиллерию представляли шесть двухорудийных универсальных установок «БЛ-109А» калибром 130 мм и длиной ствола 58 калибров. Боекомплект - 2400 снарядов.

Зенитная артиллерия на крейсере состояла из шести счетверенных 45мм установок «СМ – 20ЗИФ» (боекомплект 19200 снарядов) и десяти счетверенных 25 мм автоматов «БЛ – 120» (боекомплект 48000 снарядов). Планируемые ранее к установке на корабле 12 одноорудийных 37мм автоматов «7ОК» (боекомплект 14400 снарядов) – решено было не устанавливать из - за перегруза крейсера.

Управление артстрельбой всех калибров (кроме 25 мм) осуществлялось централизовано, с помощью РЛС и оптики. Предусматривались также РЛС обнаружения воздушных и морских целей, станции создания помех, новейшая гидроакустика и средства боевого управления.

Экипаж корабля составлял бы 1710 человек.

Таким образом, несмотря на все свои недостатки, на крейсере проекта 82 воплотились многие передовые достижения науки и техники своего времени, а обоснованность прекращения их строительства вызывает определенные сомнения. Но это сложный и спорный вопрос, имеющий и сторонников, и противников.

В. Иванов

продолжение

Энциклопедия ЧВВМУ им П. С. Нахимова

Энциклопедия

Полноцветное издание.   648 стр. 2500 фотографий. В приложении  указаны полные списки командиров, преподавателей и всех выпускников ЧВВМУ – 14 077 чел. 

Отзыв о книге