Иванов Валерий Борисович

официальный сайт писателя

Загадки Черноморского «Пигмея»

Продолжаем публикации статей из книги "Тайны морские" серии "Тайны Севастополя".

pigmeiЭкзотическое название "Пигмей" в предвоенные годы носил один самых необычных советских боевых кораблей - сверхмалая подводная лодка. Её история и судьба во многом неясны до сих пор.
Проектированием сверхмалых или как их часто называли - "Карликовых", подводных лодок в СССР занималось в начале 30-х годов Особое Техническое бюро (Остехбюро). Все работы велись под общим руководством известного изобретателя и конструктора "экзотических" вооружений - начальника Остехбюро В. Й. Бакаури. Главным конструктором 1-го отдела Остехбюро являлся я период 1935-1937 гг. инженер Федор Викторович Щукин. Большинство разрабатываемых в 1-м отделе объектов носили скорее инициативный характер, хотя и увязывались с требованиями флота. Чаще всего лодочные проекты увязывались и с созданием систем телеуправления этими экспериментальными плавучими объектами. В частности сотрудники отдела работали над проектом "АПСС" - автономное подводное специальное судне, являющимся своеобразной телемеханической субмариной. Проектировалась радиотелеуправляемая подводная лодка и 60-тонная малая субмарина для диверсионных целей. Лодка "АПСС" бала построена заводом "Судомех" в 1935 году и при водоизмещении 7,2/8,5 т. управлялась одним человеком и вооружалась одним 450-мм торпедным аппаратом. В другом варианте с телемеханическим управлением, носовая часть этой лодки служила для размещения 500-кг. заряда взрывчатки. Управляемая с самолета или надводного корабля, лодка "АПСС" должна была таранить линкоры противника, уничтожая их из-под воды.

pigmei 2
Более удачным образцом стала лодка "Пигмей". Первоначально она разрабатывалась как субмарина "АПЛ" ("автономная подводная лодка"), управляемая с самолета "МБР-2". Проектирование велось под наблюдением НИМИС (научно-исследовательского морского института связи) в Ленинграде. В процессе работы проект перерос в собственно сверхмалую подводную лодку, управляемую экипажем их трех человек. Строившаяся на ленинградском заводе "Судомех" лодка "АПЛ" бала спущена на воду в конце 1935 года. В начале 1936 года субмарина получила условное наименование "Пигмей", которое затем стало и собственным названием самой подводной лодки. Заместитель начальника ВМС РККА флагман I ранга Иван Мартынович Лудри утвердил проект "Пигмея" лишь 27 июня 1936 года и санкционировал постройку на "Судомехе" еще шести субмарин по этому проекту. Опытный образец "Пигмея" был построен под руководством строителя А. Н. Щеглова и летом 1936 года тайно перевезен по железной дороге на Черное море, на Севастопольскую базу Остехбюро.
Подводная лодка имела надводное водоизмещение 18,6 тонн, длину корпуса –16,0 м, ширину – 2,62 м. Скорость хода в надводном положении не превышала 6 узлов, подводная - 5 узлов. Предельная глубина погружения "Пигмея" определялась в 30 метров, я автономность не превышала 3 суток. Дальность плавания в надводном положении составляла 290 миль, а под водой лодка могла пройти 60 миль экономическим ходом или 18 миль - полным ходом. Основным вооружением субмарины являлись два бортовых 450-мм торпедных аппарата для лодочных торпед "45-15" с открытым хранением торпед в специальных нишах корпуса. Экипаж "Пигмея" имел, кроме пистолетов, ручной 7,62-мм пулемет хранившийся у рубочного люка.
В октябре 1936 года сдаточные испытания "Пигмея" успешно завершились под руководством ответственного сдатчика - главного конструктора 3-го отдела Остехбюро Константина Афанасьевича Щукина. Экипаж лодки составили специально прошедшие отбор офицеры черноморского подплава. На время испытаний "Пигмея" его командиром был назначен старший лейтенант Борис Александрович Успенский, служивший помощником командира на "Рагешке" (А-3). Этот офицер родился в Таллине в 1907 году и впоследствии встретил Великую Отечественную, войну в звании капитана 3 ранга, командуя 4-м дивизионом подводных лодок. С сентября 1942 года в звании капитана 2 ранга он становится заместителем начальника штаба 2 бригады подводных лодок, а с 5 января 1944 года - начальником штаба бригады ПЛ. К сожалению,  Борис Александрович Успенский трагически погиб 17 августа 1944 года в автомобильной катастрофе между Новороссийском и Кабардинкой и похоронен на кладбище Новороссийска.
По итогам успешных испытаний предполагалось увеличение количества серийно построенных "Пигмеев" до десяти единиц со сдачей их флоту в 1938 году. Но судьба сложилась иначе. Почти все инженеры, работавшие в Остех-бюро. были репрессированы. Погиб в сталинских застенках и руководитель Остехбюро В. И. Бекаури. Проекты бюро были признаны "вредительскими" и достройка серийных "пигмеев" была прекращена, а три почти достроенных субмарины разобрали на стапеле. Экспериментальный образец "Пигмея" официально в состав ВМФ СССР так никогда и не был принят, а числился за Наркоматом ВМФ, как опытная подводная лодка. К началу Великой Отечественной войны "Пигмей" перекочевал из Севастополя а Феодосию, где стали базироваться подводные лодки 1-й бригады ПЛ ЧФ. С началом боевых действий о субмарине вообще забыли и практически она не использовалась, хотя и могла бы оказаться полезной. Но 9 ноября 1941 года германские войска практически без сопротивления заняли Феодосию, а стоящий на берегу у казарм подплава "Пигмей" был захвачен немцами в неповрежденном состоянии. Паническое бегство было столь стремительным, что ценную лодку даже не удосужились взорвать. Вплоть до середины лета 1942 года трофей находился в Феодосии, а в августе 1942 года лодку тщательно осмотрели итальянские подводники из состава 11-й флотилии ВМФ Италии. Они вели успешную блокаду Севастополя на сверхмалых лодках типа "СВ" под командованием капитана 2 ранга Альберто Торри. В частности командир итальянской лодки "СВ-2" Соррентино потопил одной торпедой советскую подводную лодку "С - 32". Советская лодка под командованием капитана 3 ранга С. Н. Павленко врывался в осажденный Севастополь в надводном положении, доставляя городу 40 тонн боеприпаса и 30 тонн бензина. Базировавшаяся на Ялте итальянская субмарина потопила "С-32" ночью 26 июня 1942 года со всем экипажем (45 человек).
При осмотре трофейного "Пигмея" итальянцы с изумлением констатировали успехи советских кораблестроителей. Историограф 11-й флотилии отметил, что "это бала новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования. Ее размеры не отличались от итальянского "СВ", но корпус был стройнее к длиннее ее. Лодка имела довольно большую, но узкую рубку трапециевидной формы. На середине высоты корпуса находились продолговатые углубления, позволявшие располагать в них торпеды". Итальянцы до осмотра "Пигмея" считали, что их собственные разработки уникальны, но русская субмарина стала для них своего рода сенсацией. Дальнейшая судьба "Пигмея" и поныне покрыта неизвестностью.
Принято считать, что лодку немцы вывезли в Германию для изучения, но возможны и иные варианты. В - частности интересен факт обнаружения неопознанной сверхмалой подводной лодки, затопленной на глубинах 25 метров около Алупки. Кстати, там - между Алупкой и Симеизом некоторое время базировались итальянцы и местный пляж был удобен для испытания сверхмалых лодок. О находке мне поведал в середине 80-х годов ныне покойный водолаз Николай Сивый. Ему довелось участвовать в подводном обследовании прибрежной полосы между Ялтой и Севастополем в период строительства знаменитей ныне "Горбачевской" дачи у Фороса. Водолазы метр за метром обследовали морское дно, чтобы обеспечить безопасность руководителя КПСС и его клики. "Около Алупки, ближе к Симеизу - рассказывал Николай Сивый - мы увидали корпус прекрасно сохранившейся малой подводной лодки. Ее длина не превышала 20 метров, а когда мы подплыл к рубке, её рубочный люк легко можно было открыть. Мы с напарником было начали вертеть рубочную кремальеру, но почему-то нам стало жутко страшно и мы одновременно посмотрели друг на друга и быстро от неё отплыли. Всплыв на поверхность, мы поднялись на палубу водолазного бота и нас долго колотила дрожь. Мы подумали, что лодка может быть заминирована, уж слишком хорошо она сохранилась. Из подробностей помню, что на палубе лодки не было пушки, а в борту были углубления для диверсионных торпед. Лично мне пришло на ум, что это итальянская диверсионная лодка торпедировавшая в 1955 году линкор "Новороссийск", но с другой стороны это вполне могла быть лодка времен войны. Мы доложили о таинственной находке наверх и продолжили работы. Что стало с обнаруженной лодкой дальше не знаю, но нас пару раз допрашивали кагэбисты и приказали о лодке забыть"... Может быть это и был злополучный "Пигмей"?

Иванов В. Б.

Энциклопедия ЧВВМУ им П. С. Нахимова

Энциклопедия

Полноцветное издание.   648 стр. 2500 фотографий. В приложении  указаны полные списки командиров, преподавателей и всех выпускников ЧВВМУ – 14 077 чел. 

Отзыв о книге

Мы используем надежный хостинг