Иванов Валерий Борисович

официальный сайт писателя

Морские загадки Крымской войны. Часть 2

Из книги "Тайны морские", серии "Тайны Cевастополя"  Часть 9

Начало истории - "Как топили корабли в Севастопольской бухте"

Как поднимали корабли со дна Севастопольской бухты
С первых дней войны идея прорыва французских и британских кораблей на рейд Севастопольской бухты и высадки морского десанта на ее берегах волновал воображение командования союзников.
Спустя месяц после затопления русских кораблей на Севастопольском рейде у союзников появилась идея устранить неожиданное препятствие путем его подрыва. На винтовом пароходе "Принц" из Англии в Балаклаву была отправлена специальная команда с четырьмя водолазными приборами, четырьмя гальваническими батареями, восемью милями электрического провода и немалым запасом подводных мин. Секретный груз сопровождал его создатель - английский военный инженер Инглис.
Но команде подрывников не повезло, 2 ноября 1854 года, во время бури, "Принц", а с ним и подводные диверсанты со своим имуществом затонули у Балаклавы.
После Крымской войны главной заботой флота стала очистка морского дна Севастопольской бухты от затопленных кораблей и судов. Несомненно, это была трудно решаемая техническая задача.
Не располагая достаточными силами и средствами, морское ведомство решило привлечь к подъему судов частных предпринимателей. Условия были следующие: «Половинное по весу количество меди, железа, чугуна и годной пеньки, добытых со дна моря, и половина деревянных вещей на меру будет принадлежать добывателям, в вознаграждение за труды и издержки, на это употребленные». Предупреждалось, что «со стороны же казны, на счет пособия, вообще никакого обязательного условия не определяется», что «казна имеет право отдавать к вытаске суда по одиночке и другим частным лицам».
Предложенные морским ведомством условия вызвали широкий отклик. Появилось много проектов и прожектов. Не прошли конкурс проекты: неаполитанских водолазов Товиа Дисордано и Иосифу Пиполо, товарищества "Гидростат".
Лейтенант Д. Афанасьев предложил соединить прочные парусиновые мешки числом до пятисот в единую гирлянду. Четыре такие цепи должны были надежно облегать корпус судна, запускаются насосы - и 50 тысяч кубических футов воздуха без труда поднимают на поверхность 120-пушечный корабль. Только не было ни мешков, ни насосов. Аналогичный проект был и у лейтенанта нидерландского флота Кейхениуса, только мешки (гуттаперчевые и крупнее) заводятся внутрь судна, чтобы, полнясь воздухом, вытеснять воду.
Принять участие в подъеме судов пожелали даже американские дельцы. Так, в марте 1857 года Морской ученый комитет рассмотрел письмо одного американца, предложившего для поднятия затонувших в Севастополе судов снаряд, стоящий, по словам изобретателя, всего около тысячи фунтов стерлингов, причем издержки на поднятие всех затонувших судов предполагались не свыше двух тысяч фунтов. Рассмотрев и отклонив этот явно безответственный «прожект», Ученый комитет записал: «Не объясняя устройства снаряда и не упоминая об условиях, изобретатель ограничился только предложением услуг и приложением своего; адреса (в Северо-Американских Соединенных Штатах)».
Тем временем появилась и серьезная компания, способная сразу взяться за дело, - американская, из Бостона. Из Нового Света приехали два кузнеца, три водолаза, четыре конопатчика, пять плотников, шесть механиков... всего двести человек. Все поднятое делилось поровну между компанией и Морским министерством. Новизной отличался способ подъема: возле корабля ставились четыре дока, вода из них откачивалась и тяговое усилие в 2360 тонн отрывало корабль со дня. Крупные корабли взрывали на месте, испрашивая всякий раз на то позволения инженерной комиссии, и поднимали по частям. Для размаха работ компания доставила с греческого острова Самос полтораста водолазов, а в самом Севастополе нанимала поденно до сорока человек из отставных и бессрочных матросов. Заинтересованность в сохранном поднятии была взаимной. Пригодная оснастка забиралась казной, доля американцев выплачивалась деньгами.
Более двадцати кораблей удалось вызволить из морской неволи целехонькими. Среди них: корабль «Мария», фрегаты «Владимир», «Кулевчи», корвет «Аргонафт», пароходы «Одесса», «Громовержец», «Крым» и другие, а также 18 малых судов
Продолжил работу по очистке Севастопольской бухты одесский купец, «потомственный почетный гражданин» Козьма Потапов, который уже имел опыт, в короткий срок он очистил от затопленных судов дно Одесской бухты. Предлагая свои услуги морскому ведомству он писал: «Севастопольская бухта будет очищена с гораздо меньшими издержками и без больших затруднений».
О том, как мало внимания уделяло тогда царское правительство Севастополю, красноречиво говорят цифры отчета о произведенных в портах работах за 1859 год. Если по Кронштадтскому порту расходы достигали 667 тысяч рублей, Астраханскому — 66 тысяч и Николаевскому — 33 тысяч, то для Севастополя они составили 6843 рубля, а в 1860 году — всего лишь 5704 рубля.
Все же энергичными мерами Г. И. Бутакова, самоотверженным трудом русских людей немало кораблей со дна бухты было поднято. В мае 1857 года работы велись на присланных из Николаева шести грузовых лодках и на пяти барказах, прибывших из Керчи. Располагая лишь примитивными техническими средствами, работавшие на подъеме судов и ценностей с них моряки, рабочие и рыбаки постепенно, но верно, проявляя русскую смекалку, делали свое дело.
Главным образом их усилиями, а также усилиями нескольких русских частных предпринимателей, особенно инженера Телятникова, в 1857 — 1859 годах были подняты пароходы «Херсонес», «Бессарабия», «Громоносец», «Грозный», транспорты «Прут», «Дунай», «Рени», «Лаба», «Ялта», бриги «Меркурий», «Язон», «Фемистокл», «Телемак», «Тезей», «Неарк», тендеры «Легкий», «Проворный», «Скорый», «Спешный», шхуны «Забияка» и «Дротик», землечерпательная машина и 13 других более мелких судов. Некоторые корабли, например пароход «Херсонес», и часть транспортов были введены в строй, но большинство поднятых судов шло на слом.
О том, какими трудными были работы по подъему судов, наглядно свидетельствует такой пример. Подведение цепей под линейный корабль «Двенадцать апостолов» продолжалось более четырех месяцев, так как корпус его значительно углубился в ил. Приходилось делать небольшие туннели с помощью водолазов, что при несовершенстве водолазного снаряжения того времени было очень сложным и длительным делом».
В результате всего этого очистка Севастопольской бухты затянулась более чем на десять лет. Но и после этого приходящие в бухту корабли нередко оставляли на дне свои якоря, зацепившиеся за вросшие в ил днища судов, цистерны, пушки, бревна и другие тяжести, разбросанные от взорванных американцами затопленных кораблей.

Иванов В. Б.

Энциклопедия ЧВВМУ им П. С. Нахимова

Энциклопедия

Полноцветное издание.   648 стр. 2500 фотографий. В приложении  указаны полные списки командиров, преподавателей и всех выпускников ЧВВМУ – 14 077 чел. 

Отзыв о книге