Иванов Валерий Борисович
официальный сайт писателя
Балаклавский институт–полигон 184-й НИЭБ ВМФ
Уникальность Балаклавской бухты, природно-климатические условия, географическое положение, ее закрытость и, вместе с тем, близость к передовым рубежам советской науки выдвинули Балаклаву в число наилучших естественных и всепогодных испытательных полигонов Советского Союза. Море и береговая черта, прибрежный шельф и космическое пространство, горы и ущелья, морские животные и огромный подводный полигон затонувших судов и кораблей, здесь было все, что нужно для советской науки.
Наличие рядом Черноморского флота с практической экспериментальной базой, надводными кораблями, подводными лодками, самолетами и различными видами вооружений, техники придавали особую ценность Балаклаве, как комплексному военно-научному испытательному центру.
В советское время в Балаклаве дислоцировались спецподразделения (научные, экспериментальные, опытовые и другие лаборатории и группы) почти всех ведомств и центральных управлений военно-морского флота, включая тех, кто занимался глубоководными исследованиями морского океана и тех, кто курировал космические исследования СССР.
Известные советские ученые и исследователи в области радиоэлектроники, космических средств связи, глубоководных и биологических исследований, медицины, микробиологии, навигации, ракетостроения, кораблестроения, фортификации и целого ряда других научных направлений работали здесь на оборону страны.
На восточном берегу Балаклавской бухты, недалеко от городского пляжа, расположено четырехэтажное здание военного института-полигона - 184-й научно-исследовательской экспериментальной базы (НИЭБ) ВМФ СССР.
Больше похожее на гостиницу 60-х годов, секретное научно-исследовательское учреждение, в кабинетах которого в свое время проводились исследования и велись разработки технических заданий на создание новых образцов специальной аппаратуры, оборудования, кораблей-буксировщиков, в период 1965-1992 гг. являлось первой в СССР экспериментальной базой на Черном море.
Проведенные советскими учеными в 50-е - 60-е годы научные исследования по проблеме создания высокоскоростных подводных лодок, определили необходимость расширения дальнейших теоретических и крупномасштабных экспериментальных работ по ряду научных направлений. Одним из таких направлений являлась проверка степени эффективности новых принципов снижения гидродинамического сопротивления движению корабля. Традиционные методы были практически исчерпаны. Поэтому возникла необходимость всесторонних исследований принципов снижения сопротивления, обязанных с целенаправленным изменением структуры пограничного слоя при движении подводной лодки.
Выполнение планируемых научных исследований требовало проведения большого объема работ в натурных морских условиях по буксировке на больших скоростях различных моделей, а также проведения испытаний в море опытовых и переоборудованных для этих целей подводных лодок.
История проведения испытаний в Балаклаве берет свое начало с конца 40-х годов.
В целях определения степени живучести корпуса лодки, т.е. проверки на взрывостойкость, из центральных регионов СССР в Балаклаву по железной дороге поступали секретные грузы. Под серым брезентом на железнодорожных платформах, размещались экспериментальные отсеки опытовых подводных лодок. На протяжении всего пути секретный груз сопровождали представители промышленности, охранялся груз воинскими караулами со служебными собаками.
Разгружали экспериментальные отсеки на территории береговой базы. По причалу их перемещали накатом, для чего привлекался личный состав береговой базы и подводных лодок. Испытания проводила группа учёных под руководством научного сотрудника т. Сегаль.
На причале № 2 западного берега Балаклавской бухты производился монтаж натурных ракетных отсеков лодки, затем их перегружали на плавсредства, которые доставлял отсеки на морской полигон расположенный недалеко от входа в бухту. Затем их опускали на заданную глубину и проводили серию испытаний. Испытания осуществлялись неконтактными взрывами глубинных бомб, мин и шнуровых зарядов, имитирующих по ударной волне атомные подводные взрывы.
Испытания проводились методом взрывов ГБ-1 по специальной методике. Обеспечивали работу испытателей корабли 155 ОБПЛ (2 КОУБПЛ) «Эльбрус», «Кодор», ТЛ-26.
Работу ученых круглосуточно обеспечивали специализированные подразделения фотофиксации, телезаписи, транспортировки, пиротехники, охраны района, аварийно-спасательные партии и т.д.
После испытаний изувеченный взрывом отсек с соблюдением строжайшей мер секретности доставляли на завод-изготовитель в Сормово. Советский Военно-Морской Флот нуждался в новейших видах вооружений, в том числе и подводных лодках, и Балаклавская испытательная база, полигоны, стенды и другие специальные службы обеспечивали работу ученых.
В конце 1963 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании в составе Министерства обороны экспериментальной гидродинамической базы (ЭГБ) для решения задач по проблеме «Океан». Подготовительная организационная работа по созданию экспериментальной базы была выполнена группой сотрудников 1-го Института ВМФ (Институт военного кораблестроения) - инженер-капитаном 2-го ранга (в будущем контр-адмиралом) В.Ф. Дробленковым, инженер-полковником А.Н.Шмыревым и инженер-капитаном 1-го ранга Ю.П.Потаповым.
Разработанное ими «Задание на проектирование научно-исследовательской экспериментальной базы 1-го Института ВМФ» было утверждено Главнокомандующим ВМФ в феврале 1965 года. Строительства лабораторно-технического корпуса и других сооружений экспериментальной базы началось в Балаклаве на набережной бухты.
В целях реализации вышеуказанного Постановления директивой Главного штаба ВМФ предписывалось сформировать экспериментальную гидродинамическую базу в количестве 15 человек. Приказом начальника 1-го Института ВМФ от 5 июля 1965 года в Балаклаве была сформирована в/ч 13132, исполняющим обязанности командира которой был назначен инженер-капитан 2-го ранга Н.В.Евдокимов. Формирование штатного состава в/ч 13132 было завершено к концу 1965 года. Приказом ГК ВМФ командиром созданной части был назначен инженер-капитан 2-го ранга Н.В.Евдокимов.
Заместитель командира в/ч 13132 по политической части капитан 1-го ранга И.Ф.Журухин вспоминает: «Основным направлением деятельности сотрудников ЭГБ было исследование и разработка технических заданий на создание новых образцов специальной измерительной аппаратуры, оборудования, кораблей-буксировщиков; определение исполнителей работ и предварительное согласование с ними технических вопросов, связанных с проектированием и изготовлением комплекса экспериментальных средств.
В дальнейшем решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 01.12.1965 г. было определено создание 184-й научно-исследовательской экспериментальной базы ВМФ (в/ч 13132) как головной организации в стране по проведению натурных испытаний в морских условиях экспериментальных объектов с целью исследований новых принципов снижения сопротивления движению тел в воде, направленных на решение проблемы «Океан». Указанным решением для экспериментальной базы было определено также выполнение исследований по гидробионике морских животных (дельфинов) для использования их возможностей в практике подводного кораблестроения.
Все работы по проблеме «Океан» должны были выполняться комплексно организациями АН СССР, Министерства судостроительной промышленности (МСП), вузов и ВМФ СССР. До создания отдела гидробионики в составе 184-й НИЭБ в ВМФ уже проводились исследования с морскими животными. Со второй половины 1965 года, в районе Казачьей бухты Севастополя создается гидробионический комплекс (Океанариум) , в состав которого входили береговой бассейн длиной 25 м для содержания дельфинов, сетевой вольер, пятикомнатный дом для служебных помещений и склад для оборудования (несколько позднее был введен в строй свайный вольер). Весь этот комплекс сооружений и составил начальную производственно-техническую базу 184-й НИЭБ ВМФ в Севастополе, позволяя пока обеспечить проведение весьма ограниченного объема исследовательских работ с дельфинами.
В соответствии с новым штатом в/ч 13132 в марте 1966 года ее командиром был назначен контр-адмирал С.П.Горбатовский, а заместителем - инженер-капитан 1 ранга Н.В.Евдокимов.
Научно-производственная и организационная деятельность личною состава 3-го отдела (Океанариума) и управления базы, находившихся в Севастополе, осуществлялась в дальнейшем под непосредственным руководством командира в/ч 13132, а руководство деятельностью всех остальных научных отделов, временно дислоцированных в Ленинграде, было возложено на его заместителя и продолжалось вплоть до передислокации их во второй половине 1968 года в Севастополь.
В мае 1966 года было утверждено новое проектное задание на создание в Балаклаве лабораторно-технического корпуса с ангаром, надстройку 3-го этажа контрольно-измерительной станции (КИС), сооружение казармы на 50 матросов и старшин срочной службы и гаража. Было также предусмотрено строительство типового 70-квартирного жилого дома и гостиницы на 105 мест в Севастополе. После этого началось практическое проектирование указанных объектов в 23-м Государственном морском проектном институте (главный инженер проекта С.И.Коваленко).
В конце 1966 года было начато оформление договоров на создание дня базы более двадцати уникальных комплексов измерительной аппаратуры, буксировщиков крупномасштабных моделей и др. В 1967 году начато строительство лабораторно-технического корпуса ангаром.
Для обеспечения работы основного коллектива базы, передислоцированного из Ленинграда в Севастополь, командованием КЧФ были предоставлены временные помещения в Балаклаве, однако они оказались явно недостаточными. Положение несколько улучшилось с окончанием в начале 1969 года надстройки 3-го этажа здания КИС в Балаклаве. В 1968 году командиром в/ч 13132 был назначен инженер-капитан 1 ранга Н.В. Евдокимов.
В этом же году был сдан в эксплуатацию 70-квартирный дом в Севастополе, построенный согласно титульному листу для сотрудников базы, в том числе передислоцированных из Ленинграда. Решением командования КЧФ этот дом был передан для личного состава подразделений флота. При создавшейся обстановке многие семьи офицеров и старшин базы вынуждены были оставаться по месту их прежнего проживания. Выделенных командованием КЧФ в гостинице-общежитии мест постоянно не хватало для размещения нуждавшихся в жилье офицеров и старшин базы. Приходилось буквально ежедневно оперативно решать вопросы временного проживания или только предстоящего ночлега для своих сотрудников.
До 1970 года работы по проблеме «Океан» практически еще не выходили из стадии лабораторных опытов. До этого времени научно-производственная деятельность сотрудников, работавших по этой проблеме, была направлена в первую очередь на создание методик проведения натурных испытаний. Осуществлялся систематический научно-технический контроль в организациях НИИ, вузов, промышленности за процессом проектирования и создания экспериментальных средств и инженерно-технических сооружений для базы.
В 1970 году совместно с ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова были выполнены впервые испытания в натурных морских условиях переоборудованной ПЛ со специальной конструкцией и системой для щелевого отсоса пограничного слоя. В этом же году были проведены совместные с МГУ им. М.В.Ломоносова испытания двух буксируемых крупномасштабных моделей с устройством для снижения сопротивления путем подачи в пограничный слой полимерных добавок и создания каверны. По результатам выполненных испытаний были выданы практические рекомендации.
Известно, что одновременно с решением проблемы «Океан» в ряде научно-исследовательских организаций АК СССР, промышленности и ВМФ проводилась большая работа по созданию глубоководных ПЛ.
В 1970 году сотрудниками базы совместно с другими организациями выполнялись по проблеме «Жемчуг» испытания на взрывостойкость в море серии масштабных отсеков из стеклопластика, предназначенного к использованию в конструкциях глубоководных ПЛ. По результатам этих испытаний были выданы рекомендации прикладного характера.
Проведение испытаний в натурных условиях в море по проблемам «Океан» и «Жемчуг» стало возможным к этому времени благодаря вводу в строй ряда опытовых кораблей.
Ежегодно, начиная с 1967 года, личный состав базы привлекался к проведению мореходных, маневренных, пропульсивных и акустических испытаний кораблей ВМФ, в том числе в периоды их государственной приемки и опытной эксплуатации.
В июле 1971 года в Балаклаве. вступил в строй четырехэтажный лабораторно-технический корпус с ангаром. В этом корпусе сразу же начался монтаж экспериментального лабораторного оборудования, затем оно прошло тщательные наладочные испытания.
В период 1971-1972 годов были подготовлены совместно с АН СССР, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, МГУ им. М.В.Ломоносова и проведены испытания в море большого числа крупномасштабных моделей (длиной до 8 м), снабженных устройствами и аппаратурой для всесторонних натурных исследований по проблеме «Океан». Результаты этих испытаний позволили определить наиболее перспективные пути дальнейших комплексных исследований по этой проблеме, выдать рекомендации по вопросам создания новых экспериментальных средств и необходимых опытовых объектов, в том числе по созданию натурной подводной лодки-лаборатории.
В течение 1971-1972 годов по проблеме «Жемчуг» продолжались успешные испытания в морских условиях большого количества модельных конструкций, выполненных из перспективного высокопрочного конструкционного стеклопластика. В дальнейшем объем работ базы по исследованию прочности экспериментальных средств и натурных объектов, находящихся в эксплуатации на флотах, все время увеличивался. Это обстоятельство потребовало укомплектовать группу специалистов по прочности кораблей, которые позднее выполнили ряд важных для ВМФ исследований и испытаний.
Особое внимание уделялось вопросам автоматизации записей, обработке и анализу экспериментальных данных. Система машинной обработки опытных данных, созданная в Институте кибернетики АН УССР под руководством академика В.М.Глушкова, позволила специалистам базы полностью автоматизировать обработку экспериментальных данных.
Переходя к вопросу создания Океанариума ВМФ и научно-производственной деятельности его личного состава, следует отметить, что проектирование и строительство его инженерно-технических объектов выполнялось поэтапно, начиная со второй половины 1965 года. Сначала был создан так называемый «малый» комплекс сооружений, который и был включен в состав базы, о чем уже говорилось ранее.
Кроме этих сооружений, по основному проекту в океанариуме предусматривалось построить: лабораторно-технический корпус с большим (50-мегровым) зимовальным бассейном для морских животных, железобетонный гидродинамический канал (150 м), котельную, насосную, водоотстойники, механическую мастерскую, свайный механизированный вольер (120 м), столовую, казарму с пищеблоком для 100 матросов и старшин срочной службы, склад, гараж, причальную и защитную (от морских волн) стенки.
Весь комплекс инженерных сооружений, предназначенных для водозабора морской воды с глубины до 15 м, ее очистки и нагрева, должен был обеспечивать двукратную в течение суток смену подогретой воды в бассейнах для морских животных. Проектирование всех объектов океанариума было выполнено сотрудниками «Военморпроекта» КЧФ (главный инженер проекта М.Д.Лазарчук).
В период 1970-1971 годов уже были сданы в эксплуатацию казарма, столовая, склад, механизированный вольер и механическая мастерская, переоборудованная во временный лабораторный корпус. Это значительно улучшило производственные возможности Океанариума ВМФ. Строительство всего комплекса крупнейшего в Европе океанариума было завершено в 1977 году.
Исследовательская деятельность научных сотрудников Океанариума после его создания была направлена в первую очередь на изучение и отработку методов отлова дельфинов, условий их длительного содержания в неволе, методов лечения, разработку методики проведение опытов по изучению особенностей организации и поведения животных, их приручению и повседневной работе с ними. Одновременно с этим проводились опыты по обоснованию наиболее перспективных направлений гидробионических исследований, особенно по гидродинамике и служебному использованию морских животных. В марте 1967 года по инициативе Океанариума ВМФ и под его руководством в Севастополе былa проведана 1-я Всесоюзная конференция по гидробионике с участием представителей большого числа организаций, заинтересованных в исследованиях по этой проблеме.
На конференции были подробно обсуждены результаты первоначальных работ с черноморскими дельфинами типа афалина, азовка и белобочка в Океанариуме ВМФ. На конференции было признано целесообразным сосредоточить имеющиеся научные силы и средства на решении вопросов по гидродинамики морских животных (дельфинов) и их служебного использования. Естественно предполагалось проведение необходимых медико-биологических исследований морских животных, а также планировалась разработка новых комплексов специальной аппаратуры, оборудования, экспериментальных средств и инженерно-технических сооружении.
В последующем, почти до 1972 года, океанариум в своей научной деятельности в основном придерживался этих рекомендаций. Работы с морскими животными по информационным проблемам так же получили в океанариуме значительное развитие.
В океанариуме одновременно проводили исследования до 30-40 организаций страны по согласованным с ним программам. Это способствовало созданию важного научного задела по гидробионике в целом. На основе полученного опыта было признано, что черноморский дельфин афалина может содержаться длительное время в неволе, сравнительно легко поддается приручению и дрессировке и поэтому является перспективным для использования в исследовательской работе. Дельфины вида азовка практически не поддаются приручению, и дрессировке. Дельфины вида белобочка после отлова вскоре погибали в неволе.
К началу 1970 года были в основном отработаны условия повседневного ухода за дельфинами, профилактика заболеваний и методы лечения животных. Постоянно также отрабатывались общие принципы и приемы приручения дельфинов, закрепления ими выработанных условных рефлексов и решения простейших логических задач. До 1972 года была в основном отработана методика управлении движением дельфина по заданному направлению с использованием радиогидроакустических буев, как в условиях вольера, так и в море. Большие надежды возлагались на возможность дистанционного управления движением дельфинов (ДУДД) по радиоканалу при воздействии на стимулирующие зоны его головного мозга гидроакустического, механического или электрического сигнала (раздражителя). Для этого проводились соответствующие опыты с целью принудительного управления движением дельфина. Одновременно успешно выполнялись работы по имплантации (вживлению) в кожу дельфина различных изделий, на которые можно было бы монтировать необходимые технические средства управления.
В период с 1971-1972 годов была закончена предварительная обработка практических способов использования дельфинов при аварийно-спасательных, водолазных и поисковых работах, поиск под водой предметов, снабженных акустической сигнальной системой, непрерывное следование дельфина за катером и на расстоянии от него и др.
Дельфинами производилась подводная и надводная буксировка аквалангиста, доставка от водолаза и к нему акваланга, баллона, инструмента, троса и других предметов
Опытами по определению гидродинамического сопротивления и характера обтекания тела дельфина при его движении было установлено, что на большей длине его тела обтекание турбулентное, а не ламинарное, как предполагалось ранее. Оказалось также, что особенности геометрической формы животного не являются причиной существенного снижения сопротивления при его движении. Фактическими причинами этого явления, по-видимому, являются биологические механизмы управления пограничным слоем.
Были начаты работы по определению параметров шумности обтекания при движении дельфина, а также по изучению его способности различать мишени различных типов по размеру, материалу и форме.
Необходимо отметить, что в процессе научно-производственной деятельности океанариума даже в период 1971-1972 годов было еще много трудностей. Не были еще построены основные производственные сооружения, поступило лишь несколько первых образцов специальной измерительной аппаратуры. Деятельность океанариума характеризовалась большой новизной, спецификой и сезонностью.
Экскурсионные посещения океанариума высокопоставленными должностными лицами были особенно частыми в летнее время. В их числе были члены Политбюро и секретари ЦК КПСС, заместители Председателя СМ СССР, многочисленные министры, маршалы, генералы и адмиралы, космонавты, секретари обкомов и горкомов, министры обороны стран социалистического содружества и многие другие. Подготовка к таким визитам и показ дельфинов, иногда с демонстрацией их в работе по специальной программе, отвлекали большое число сотрудников океанариума от выполнения запланированных работ.
В 1970 году Президиумом Государственного Комитета СМ СССР по науке и технике, по согласованию с ВМФ, был утвержден координационный план работ по гидробионике на 1971-1975 годы. Предусматривалось, что выполнение работ по этому плану будет осуществляться комплексно не только в Океанариуме ВМФ, предполагалось создание в стране новых подобных научных центров. Из координационного плана подлежали выполнению начатые ранее в океанариуме работы, по которым в основном были еще только предварительные результаты.
Дополнительно планировались исследования ходовых шумов и отражающей способности дельфина, изучение маневренных качеств животных, выяснение биологического механизма снижения гидродинамического сопротивления, исследования возможности использования морских животных по спасению личного состава из аварийных объектов в море, охране водного района, а также изучение гидроакустического аппарата дельфина и его классификационных свойств.
В связи с тем, что создание новых гидробионических научных центров в стране затянулось на неопределенный срок, объем работ на базе Океанариума ВМФ в рассматриваемый период значительно увеличился.
В 1972 году в составе 184-й НИЭБ ВМФ был сформирован дивизион опытовых кораблей (судов) с базированием в Балаклаве. В его состав было включено 7 опытовых объектов, в том числе катера-буксировщики и плавучая гидробионическая база, а позднее и подводная лодка-лаборатория. Создание этого дивизиона позволило базе в этом же году самостоятельно обеспечить проведение испытаний в море почти без выделения других кораблей КЧФ.
Командованием 184-й НИЭБ ВМФ первостепенное значение придавалось вопросам комплектования и подготовки высококвалифицированных специалистов. Так, к 1972 году свыше 30% научных сотрудников в разное время закончили Военно-морскую академию, более 20% научных сотрудников имели ученые степени кандидата или доктора наук. Позднее значительное число научных сотрудников защитило кандидатские и докторские диссертации по результатам выполненных в базе научных работ.
Создание нового института-полигона, каким стала 184-я НИЭБ ВМФ, всегда сопряжено с большими трудностями. Личный состав базы успешно справился с возложенными на нее задачами, проявив большое трудолюбие, сплоченность, терпение и выдержку при неустроенности быта и рабочих мест, уверенность в необходимости для ВМФ такого нового научного учреждения.
Начальники 1-го Института ВМФ, доктора технических наук вице-адмиралы Л.А. Коршунов, а затем В.Н.Буров, оказывая постоянное содействие в деятельности базы, всегда поощряли самостоятельность и инициативу, что способствовало развитию активности и уверенности в работе ее личного состава.
Наиболее важные научно-технические проблемы, которые подлежали изучению, рассматривались, как правило, совместно с предъявителями одного из управлений 1-го Института ВМФ во главе с доктором технических наук капитаном 1-го ранга Ф.С. Шлемовым,
Все многочисленные организационно-технические документы, связанные с деятельностью базы, в Главном управлении кораблестроения ВМФ отрабатывались с участием капитанов 1-го ранга И.К. Токмакова и Г.Ф.Надъярных.
Командование базы при решении различных технических, организационных, финансовых, кадровых и других вопросов всегда находило доброе, внимательное отношение к нему со стороны личного состава 1-го Института ВМФ, Главного управления кораблестроения ВМФ, отделов и управлений КЧФ и ГШ ВМФ.
Целый ряд сотрудников 184-й НИЭБ ВМФ внесли значительный вклад в дело становления и развития базы, среди них:
- капитан 1-го ранга А.Г.Соловьев - первый заместитель командира в/ч 13132, в течение 17 лет возглавлял основные направления научных исследований в базе, известный ученый и изобретатель в области военного кораблестроения;
- капитан 1-го ранга В.А.Калганов - заместитель командира в/ч 13132, начальник и создатель Океанариума ВМФ, много и упорно работал в области гидробионики;
- капитан 1-го ранга И.Ф. Журухин - заместитель командира в/ч 13132 по политчасти, опытный, авторитетный воспитатель личного состава;
- подполковник интендантской службы В.А.Гусев - заместитель командира в/ч 13132 по МТО, исключительно инициативный, профессионально подготовленный офицер;
- капитаны 1-го ранга Д.Г.Болонин, А.А.Подущак, Н.Я.Галиченко, В.Я.Гальчук, А.А.Вишняков, В.А.Сапрыкин, Г.К.Вахрамеев - крупные ученые, руководители научно-исследовательских отделов;
- капитаны 2-го ранга А.Н.Антипов, Ю.А.Семикин, майор административной службы В.Ф.Загорский - офицеры управления в/ч 13132;
- капитаны 2-го ранга В.И. Бурдин, К.К.Квятковский, Б.Н. Мансветов, Н.Н.Пубанц - заместители начальников отделов;
- капитаны 2-го ранга В.В.Беляев, И.Е. Долбилин, А.П. Дубравин, Ю.А.Казимиров, В.П.Мужичков. Д.И.Погорельский, Ю.А.Распопов, Н.П.Семенов, В.Н.Титов, Г.А.Тихонов, Л.В. Цыганков, а также подполковник медицинской службы В.А.Протасов, служащая О.Г. Карандеева - старшие научные сотрудники;
- Г.А. Шурепова и Н.Г. Черкашин - тренеры морских животных; В.И.Алмазова, В.Н. Гаврильченко, Л.А.Сергеева - служащие управления в/ч 13132.
В сентябре 1992 года научно-исследовательская экспериментальная база (НИЭБ) Военно-морского флота перешла под юрисдикцию Украины.
К июню 1993 года под юрисдикцию Министерства Обороны Украины были переведены дислоцирующиеся в Балаклаве другие части центрального подчинения: 72 испытательный полигон Министерства Обороны и Океанариум 172 научно-исследовательского центра (НИЦ) Министерства Обороны.
В 1995 году 184-й НИЭБ ВМФ исполнилось 30 лет. За период существования начальниками базы были инженер-капитан 2-го ранга Н.В.Евдокимов (1965-1966), контр-адмирал С.П. Горбатовский (1966-1968), инженер-капитан 1-го ранга Н.В.Евдокимов (1968-1972), капитан 1-го ранга В.А. Кривко (1972-1975), контр-адмирал Ю.В.Кудрявцев (1975-1982), вице-адмирал Н.И. Рябинский (1982-1988), капитан 1-го ранга О.Н.Продан (1988-1992).
И хотя деятельность этого научно-экспериментального учреждения военного кораблестроения оказалась короткой, плоды работы ее коллектива, несомненно, еще долгие годы будут использоваться на благо военно-морского флота.
Иванов В. Б.