Иванов Валерий Борисович
официальный сайт писателя
Балаклавский наземный испытательный комплекс (НИК)
Сейчас мало кто знает, что первые в мире пуски баллистических ракет проводились на Балаклавском морском испытательном полигоне. В соответствии с Постановлением Совмина СССР № 0017-409 от 13.05.1946 и приказом Министра ВС СССР № 0019 от 02.09.1946 в 1946-1948 годах для испытаний ракетного оружия, создаваемого в интересах ВМФ началось формирование III-го Управления Государственного Центрального полигона Министерства ВС СССР. Управление предполагалось разместить рядом с Феодосией, а один из его отделов был размещен на южном побережье Севастополя недалеко от Балаклавской бухты на мысе Фиолент.
Мыс Фиолент — одно из сказочных мест Крыма. Находится в 10 километрах от Балаклавы в сторону Севастополя. Мыс Фиолент образовался около 160 миллионов лет назад, после мощнейшего извержения вулкана, застывшие потоки лавы можно наблюдать и по сей день.
Их причудливые формы делают пейзаж местности поистине уникальным природным творением. Огромное количество пещер и гротов, чистейшая вода, свежий морской воздух делают его бесспорно уникальным местом на планете. Второе название мыса Фиолент — мыс Георгиевский, из-за монастыря, который был воздвигнут в 891 году. В силу неизвестных причин в 1807 году Георгиевский мыс был внесен в картографию Российской империи как мыс Фиолент. Это название сохранилось и по сей день. Сейчас, Фиолент - является заповедной зоной и охраняется государством. Мысы, скалы, подводные гроты и пожалуй одно из самых чистых морских акваторий в Крыму. Одной из самых запретных территорий Фиолента было Караньское плато. Оно начинается после известняковых карьеров за Балаклавой и резко обрывается у Мраморной балки, не доходя километр до известного Яшмового пляжа. В самом низу балки у воды остатки центра-лаборатории управления подводными пусками ракет. Раньше напротив этого места испытывали ракетные комплексы, в том числе и для атомных подводных лодок. Пусковая шахта размещалась на специальной спускаемой плавающей платформе на дне на расстоянии 3-5 км от берега.
Из истории создания полигона. Совет Министров СССР совершенно секретным постановлением № 7401 от 28 мая 1953 г. принимает решение о создании нового ракетного полигона в районе Севастополя. Фактически это было личное решение Л.П. Берии. Он делал полигон для испытаний крылатых ракет, которые создавались под руководством его сына Серго Лаврентьевича. Самым подходящим местом — высоко над морем (более 200 м), далеко от населенных пунктов, но есть дороги, на побережье можно разместить много наблюдательных постов — определили бывший Георгиевский монастырь.
Сам монастырь был упразднен в 1926 г., а его строения переданы курортному тресту. В октябре 1953 г. вышла директива Главного штаба Советской армии о формировании воинской части № 99375 — учебно-технической части № 53 ВМС с базированием в районе Севастополя. Годовой праздник части устанавливался 30 ноября. 28 октября 1953 г. Главкомом ВМС был подписан приказ о назначении капитана 1 ранга А.П. Перцева командиром в/ч 99375. В начале 1954 г. из помещений бывшего Георгиевского монастыря выселили разведку флота, только семьи разведчиков еще долго (до 1961 г.) жили в бывших монастырских гостиницах. Это были четыре двухэтажных дома, в одном из которых останавливался А.С. Пушкин. В монастыре разместился штаб части. Для строительства полигонных сооружений была выделена специальная строительная часть — строительное управление № 79, начальник управления инженер-подполковник Ильин. Было развернуто несколько строительных площадок, на которых одновременно шли работы. В советское время именно здесь были испытаны все основные зенитные, артиллерийские и противокорабельные ракетные комплексы корабельного, авиационного и берегового базирования.
Ракетные комплексы «Шторм», «Щука-А», «Щука-Б», КСЩ, П-15У, «Колчан», «Стрела», «Сопка», П-25, «Аметист», «Малахит», «Термит», «Москит», «Гранат», «Уран» и другие получили здесь свою путевку в жизнь... Первый экспериментальный пуск ракеты из-под воды проводился специалистами-испытателями Балаклавского ракетного полигона 9 июня 1957 г. с переоборудованной на заводе в Николаеве опытной лодки С-229 проекта В613 (командир В.И. Элиас). На ней две ракетные шахты с целью быстрейшего восстановления боевой лодки после испытаний установили несколько необычно — побортно в районе рубки. 10 сентября 1960 г. впервые в нашей стране с движущейся подводной лодки проекта АВ611 из-под воды была запущена баллистическая ракета С4-7 (типа Р-11ФМ). Лодка имела две ракетные шахты. Одно из отделений полигона размещалось в Балаклаве, на западном берегу бухты.
На западном берегу у причала № 122, до сих пор стоит непримечательное здание, облицованное серым шифером. Мало кто знает, что это уникальнейшее, ставшее раритетом здание КИС – контрольно-испытательной станции ракетного оружия, единственное сохранившееся в России. Балаклавский испытательный комплекс и КИС (контрольно-испытательной станции), состоящей из стального каркаса, обшитого шиферными листами является уникальным раритетным военно-историческим объектом. Павильон, в котором на протяжении 20 лет собирались, готовились и проходили последние проверки перед стартом первые советские баллистические и крылатые ракеты. Несомненно, этот объект является объектом культурного наследия федерального значения. Балаклавский наземный испытательный комплекс является элементом ракетного полигона и предназначался для испытания ракетного оружия. Построен на западном берегу Балаклавской бухты в 1956 г.
В состав Балаклавского наземного комплекса входили:
- 3-х этажное каменное здание с помещениями для размещения контрольно-проверочной аппаратуры. Это было служебное здание с агрегатной и специальными лабораториями вход со двора (сейчас в полу ряда помещений вскрыты кабельные трассы). На первом этаже встроены в каменное здание две подстанции (ТР-1, ТР-2) 308 с отдельным входом со стороны моря.
- 3-х этажное каменное здание, лицом обращенное к морю, административное здание, вход со двора. Здесь размещались кабинеты офицеров-испытателей и обслуживающего персонала.
- здание КИС (контрольно-испытательной станции) для испытаний комплекса Д-1, ракета Р-11ФМ с подводным основанием около него. КИС, состоял из стального каркаса, обшитый шиферными листами. Такая необычная конструкция здания создана в целях безопасности. Заправка ракет токсинными компонентами топлива связана с большим риском. В случае аварии или другой нештатной ситуации не исключен взрыв токсичного топлива. В результате взрывная волна, вырвавшись наружу, могла причинить большие разрушения фундаментальному (каменному) зданию, осколки и камни которого разлетались бы на 50-100 м. сметая на пути все живое. Естественно, разрушенный взрывом шифер причинил бы меньше ущерба. К счастью, благодаря высокой квалификации первых ракетчиков, специалистов-испытателей, которые за 20 лет не допустили ни одной нештатные ситуации и таким образом сохранили испытательный стенд до наших дней. Сейчас, в соответствие с техническим заданием разрушить уникальное сооружение готовятся разработчики проекта «Создание яхтенной марины в Балаклаве».
Согласно «Заданию на проектирование яхтенной марины в Балаклаве» 2018 г. в разделе Перечень данных и требований « Обоснование необходимости сноса зданий, сооружений, на земельном участке…» указано: Провести обмерные работы строительных конструкций и разработать проекты демонтажа строений согласно приведенного перечня: Ангар, расположенный по адресу: г. Севастополь. Таврическая набережная;
На сегодня, хорошо сохранился металлический каркас, облицованный шифером, 12 бутафорных окна в два этажа и железнодорожная колея от северных до южных ворот. В южной части КИС на уровне второго этажа устроено подвесное помещение, с уровня земли к нему идет железная лестница. В потолке КИС есть два отверстия для заправки ракет. В северной части КИС в металлических воротах на уровне метра от земли оборудованы два закрывающиеся отверстия по 25 см в диаметре, предназначенных для стыковочных разъемов с ПКС.
Лабораторный корпус, современный вид 2018 г.
Между 3-х этажными зданиями и КИС (под землей) проходили кабельные трассы для проверки ракет, подготовленных к погрузке на ПСК.
К КИС примыкал причал № 122а длиной 71,4 м и причал 122 длиной 40 м. В северной части причала размещались стартовые плав платформы, прикрепленные к 9-ти бочкам. У причала № 122 базировались ПСК, различных конструкций.
Собранная и проверенная ракета перед погрузкой в ПКС
Изделия (ракеты) доставлялись из центральной части СССР – заводов изготовителей в Севастополь по железной дороге. Комплектация ракет, их корпуса поступали на специальном транспорте в железнодорожный тупик до наплавного моста в Балаклаве. Из тупика на специальных транспортных агрегатах изделие доставлялось на территорию полигона на Фиоленте в МИК или хранилище. Для этого до Фиолента в начале 60-х годов специально построили автомобильную дорогу с развилкой на 7-м км. В МИКе с помощью специальной аппаратуры производилась проверка комплектующих ракету элементов. После этого ракету соединяли специальными переходными кабелями, и проводилась проверка с записью параметров телеметрическими станциями.
На полигоне Фиолента в МИКе (монтажно-испытательном комплексе) изделие разбирали, проверяли каждый узел, снова собирали и готовили к пуску. После этого изделие перевозили в Балаклаву, в КИС. В КИСе изделие Р-11ФМ заправляли керосином и окислителем (смесь азотного тетраксида и азотной кислоты), окончательно готовили к пуску и грузили на ПСК (погружной стартовый комплекс). Погрузка ракеты на погружающийся подводный стенд производилась плавучим или автомобильным колесным краном на технической позиции в Балаклаве. Затем ПСК буксировали на полигон для проведения испытаний.
На западном берегу Балаклавской бухты у здания КИС стоят два ПСК.1980 г.
Для проведения подводных стартов в балке Мраморной бухте в 1956 г. были построены лебедочная установка и бункер для управления пуском. На расстоянии около 450 м от берега на глубине 45 м установили железобетонное основание (якорь) с блоком. Через блок пропустили тяговый трос диаметром 30 мм, протянутый по уложенным на дне роликам. Один конец тягового троса крепился к электрической лебедке на берегу, другой к погружному подводному стенду. Создавая на береговой лебедке усилие в 11 т, можно было устанавливать стенд на заданной глубине. Ходовой конец троса, соединяющийся со стендом, в нерабочем состоянии сбрасывали на дно. По дну был проложен многожильный электрокабель для питания электроаппаратуры стенда и ракеты. Концы кабеля и тягового троса, лежащие на дне, соединяли легким канатом с буем, который обозначал их местонахождение на грунте.
Пуск ракеты с неподвижного погружающегося стенда 1975 г.
Первый пуск ракеты С4.1 с неподвижного погружающегося стенда, произведенный 23 декабря 1956 г. с уменьшенным количеством топлива, был удачным: подтвердились расчетные параметры выхода из воды и полета ракеты. Второй пуск был произведен 20 марта 1957 г. Его задачи также были выполнены. Третий пуск намечалось производить при волнении моря 5—6 баллов. Для испытаний ракеты Р-21 в ЦКБ-16 был спроектирован погружающийся стенд ПСД-4. Он значительно отличался от первого стенда габаритными размерами, водоизмещением, усложненной конструкцией, большой насыщенностью приборами, увеличенной глубиной погружения.
Конструкция ПСД-4 представляла собой П-образный понтон, в прорези которого была установлена пусковая шахта без крышки, способная изменять свое положение с помощью гидравлики. Она могла занимать горизонтальное положение для погрузки макета на технической позиции и вертикальное положение для пуска на стартовой позиции. В шахте размещались пусковые установки для ракет и необходимые приборы.
Основные характеристики ПСД-4
Водоизмещение, т: в надводном положении — 220 в подводном положении — 650
Основные размерения, м:
длина — 24,0
ширина — 8,6
высота борта — 3,3
внутренний диаметр пусковой шахты — 2,45
Осадка (с ракетой), м — 1,75
Стенд был изготовлен на заводе № 444 в Николаеве.
На испытаниях погружной стенд перед установкой на глубине.
В бортовых частях стенда размешались балластные цистерны с кингстонами и клапанами вентиляции, приводы которых были сгруппированы и выведены на верхний мостик. На палубе понтона находились 4 башнеподобные цистерны для обеспечения плавучести, внутри которых размешались электрическая аппаратура, приборы предстартовой подготовки, телеметрических измерений и пуска ракет, а также оборудование систем вентиляции и кондиционирования воздуха. После затопления всех балластных цистерн (остаточная плавучесть при этом составляла около 5 т) стенд с помощью береговой лебедки и проложенного по дну троса устанавливался на заданной глубине стартовой позиции и удерживался от вращения в горизонтальной плоскости оттяжками с якорями. Для передачи телеметрической информации во время прохождения ракетой подводного участка стенд соединялся кабелем с антенным плотиком.
Дружеский шарж
В 1990 году два стенда находились на модернизации в Николаевском заводе, где и остались после развала СССР. На территории Украины испытания ракетного оружия были прекращены. На полигоне проводились работы по темам не связанным с использованием стендов, что привело к списанию последнего, который базировался в Балаклаве. Управление продолжало работы по планам ЧФ т.е. обеспечение ракетных стрельб с определением параметров полета и выполнением поставленных задач.
Сейчас на западном берегу Балаклавской бухты находится «Военно-исторический музей фортификационных сооружений», который пользуется большой популярностью у гостей Крыма и Севастополя. В 2018 году музей посетило 260 тыс. туристов из России, Украины (Донецк и область , Харьков, Луганск, Киев, Запорожье, Мелитополь, Ильичевск, Николаев, Одесса, Ивано-Франковск), Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, Армении, Молдовы, а также из Великобритании, Аргентины, Канады, Китая, Вьетнама, Ирландии, США, Норвегии, Египта, Сербии, Чехии, Венгрии, Израиля, Эстонии, Кипра, Перу, Чили. Всего за четыре года существования музей посетили более 1 млн. чел. В дни высокого сезона музей посещают по 3000 чел в день. Большой интерес отечественных и иностранных туристов к теме закрытой истории Севастополя и Балаклавы дает основание предположить, что создание нового городского музея «Истории ракетного полигона в Балаклаве» на западном берегу бухты в предназначенных для сноса сооружениях, будет иметь успех, создаст дополнительно новые рабочие места. Наряду с деятельностью «яхтинной марины» в Балаклаве, создание нового объекта туризма, позволит приоткрыть тайну и завесу таинственности над темой испытания первых в мире баллистических ракет и существенно пополнит количество посетителей Балаклавы. Целый ряд российских Научно-исследовательских и проектных институтов и полигонов могут предоставить экспонаты в новый музей.
В.Иванов.