Американцы в Черном море, надолго … ?
27.08.2008 10:32:27

Сегодня в грузинский порт Батуми вошел первый иностранный
корабль с гуманитарной помощью. Как ни странно им оказался
боевой корабль ВМС США эсминец McFaul, который уже встал на
рейд. На корабле находится 80 тонн гуманитарного груза -
продукты, детское питание, кровати, одеяла и др. Понятно,
что это «другое» трудно проверить, так как судно военное.
Почему именно военный корабль доставил гуманитарный груз в
Батуми ?. Обычно это делают гражданские суда, специально
приспособленные для этого. Возможно, американцы опасались,
что сомалийские террористы захватят их гражданское судно и
потребуют контрибуцию?
Артиллерийское вооружение корабля, доставившего гуманитарный
груз, представлено 127-мм артиллерийской, двумя
шестиствольными АУ ближнего действия "Вулкан - Фаланкс". РЛС
корабля позволяют осуществлять круговой обзор с дальностью
действия до 400 км.- до Севастополя !
Уже известно, что к берегам Грузии направляется еще
один американский корабль. Судно береговой охраны
"Даллас", которое пересекло в воскресенье вечером пролив
Босфор. На подходе третий и последний корабль ВМС США,
чей проход через турецкие проливы был оговорен в рамках
контактов Анкары и Вашингтона.
Внешнеполитическое ведомство Турции подчеркивает, что, в
соответствии с Конвенцией Монтре, американские военные
корабли смогут осуществлять гуманитарные акции в течение
трех недель, после чего обязаны покинуть акваторию
Черного моря.
Кроме этого два фрегата НАТО прошли пролив Босфор накануне
поздно вечером и вышли в акваторию Черного моря", - заявил
высокопоставленный источник в военно-морских кругах Турции.
По
его данным, речь шла о кораблях Германии - "Любек" и Испании
- "Адмирал Хуан де Борбон". Оба судна входят в состав
группировки кораблей НАТО, "которая будет наращиваться в
ближайшие дни", добавил он. Всего же в Черное море должны
прибыть семь судов альянса.
Правовые основы пребывания иностранных кораблей в Черном
море.
Из истории вопроса.
Перед Второй мировой войной переход Италии к активной линии
в Средиземноморье придавал новое звучание вопросу о
международных морских путях. В этом районе было три
стратегически ключевые точки: Гибралтарский пролив, Суэцкий
канал и Черноморские проливы (последние подразумевали
проливы Босфор и Дарданеллы с находящимся между ними
Мраморным морем).
Гибралтар находился под полным контролем Великобритании,
имевшей военную базу в Гибралтаре. Суэцкий проход
контролировали Великобритания и Франция. Вопрос о зоне
Черноморских проливов оставался не до конца урегулированным.
Лозаннская
конвенция 1923 г. утверждала принцип неограниченного прохода
военных и торговых кораблей всех стран в Черное море и
обратно как в мирное, так и военное время. Зона проливов
была демилитаризована - Турция, через территории которой
проходили проливы, не имела права размещать вблизи их своих
воинских контингентов. Лозаннская конвенция не удовлетворяла
две главные черноморские державы - саму Турцию и Советский
Союз, поскольку обеспечение безопасности их черноморских
рубежей было поставлено целиком в зависимость от политики и
доброй воли внешних, то есть нечерноморских держав. Обладая
мощными флотами, Великобритания, Франция, Италия, а в
перспективе и другие государства могли регулировать
стратегическую ситуацию на Черном море, по своему усмотрению
считаясь или не считаясь с мнением прибрежных государств.
Советский Союз в 1923 г. подписал Лозаннскую конвенцию, но
затем отказался ее ратифицировать.
Интерес к проливам возрос и в связи с нарастанием внутренней
напряженности в Испании, где после победы на выборах в
феврале 1936 г. левых партий все вероятнее становилась
гражданская война. В правительственных кругах Европы было
известно, что режим Муссолини поддерживает в Испании правую
оппозицию в расчете на ее возвращение к власти и
установление в будущем партнерских итало-испанских
отношений. Со своей стороны Советский Союз тоже стал
проявлять интерес к положению в Западном Средиземноморье,
выход к которому он имел только через Черноморские проливы.
Турция в 30-х годах активно добивалась отмены
демилитаризации зоны проливов, считая ее дискриминационной.
Анкара откровенно угрожала разместить свои войска в зоне
проливов без санкции западных держав - в духе того, как
действовала Германия. Недовольство Турции и отказ Москвы
признать Лозаннскую конвенцию могли провоцировать
неустойчивость ситуации в этом районе.
Британская дипломатия понимала необходимость уступок. (В тот
период Британия диктовала свою волю другим народам) Она была
заинтересована в политическом и стратегическом (аренда баз)
партнерстве с Турцией с точки зрения своих более широких
интересов на Средиземном море и на Арабском Востоке. Уступка
в вопросе о проливах могла способствовать улучшению
турецко-британских отношений на фоне настороженности,
которую начинала вызывать в Лондоне Италия.
В июне 1936 г. в г. Монтре (Швейцария) по предложению
Турции началась конференция об урегулировании режима
черноморских проливов. В ней приняли участие Турция,
Советский Союз, Великобритания, Франция, Болгария, Румыния,
Греция, Югославия, а так же Австралия и Япония.
Италия отказалась прислать своих представителей, указав на
то, что страны-участницы проводят анти итальянскую политику
санкций в связи с ситуацией в Эфиопии. Конференция работала
в течение целого месяца, за это время санкции против Италии
по решению Лиги наций были отменены. Но Италия не
присоединилась к конференции.
Великобритания,
соглашаясь с мнением Турции об отмене демилитаризации зоны
проливов, настаивала на сохранении права неограниченного
прохода в Черное море военных и торговых кораблей всех
стран. Советский Союз, напротив, требовал полного
закрытия Черного моря для военных кораблей неприбрежных
стран. В этом случае он мог рассчитывать на
стратегическое преобладание на Черноморье, так как ни
Турция, ни другие прибрежные страны не могли с ним
конкурировать в создании военно-морских сил.
Конвенция в Монтре (подписана 20 июля 1936 г.) зафиксировала
компромисс.
Торговые суда всех стран получили право свободного
прохода через проливы как в мирное, так и в военное время.
Военные корабли неприбрежных государств были ограничены в
проходе через Босфор и Дарданеллы классом (легкие надводные
корабли, малые боевые и вспомогательные), общим тоннажем в
момент прохода (15 тыс. т) и общим числом (9 кораблей), а в
отношении входа в Черное море - еще и общим тоннажем
одновременного пребывания в Черном море (30 тыс. т для всех
нечерноморских вместе взятых) и сроком пребывания не более
трех недель.
Общий тоннаж судов неприбрежных государств в Черном море мог
быть увеличен до 45 тыс. т в случае, если самая сильная
черноморская держава увеличит тоннаж своего флота на 10 тыс.
т или более.
На время войны, если сама Турция в ней не участвовала,
проход через проливы военных кораблей воюющих стран
запрещался. В случае же, если Турция воевала, режим прохода
определяла она сама.

Таким образом, требования СССР в отношении ограничения
военного присутствия в Черном море неприбрежных государств
было во многом учтено. Была удовлетворена и Турция,
которая получила право немедленно разместить свои военные
гарнизоны в зоне проливов. Великобритания и Франция так же в
принципе отстояли свое право корректировать соотношение
военно-морских сил Турции и СССР на Черном море. Конвенция
способствовала стабилизации ситуации в зоне проливов.
На
днях Генеральный штаб ВС РФ в лице заместителя начальника
Генштаба генерал-полковника Анатолия Ноговицына, заявил, что
Черноморский флот полностью контролирует акваторию Черного
моря, не ожидая угрозы безопасности извне. «У России
вызывает удивление, что обозначенные функции доставки
гуманитарных грузов выполняют фрегаты и другие военные
корабли», - сказал он, добавив, что Россия адекватно
отреагирует на возможные провокации против Черноморского
флота.
А опыт не силового «выдавливания» американских боевых
кораблей из зоны Севастополя у черноморцев есть хороший.
Как советский СКР «Беззаветный» таранил американский
крейсер УРО «Йорктаун» читайте в следующей публикации.
|
|
Статьи
Книги
Труды
Авторские
права
Научно
исследовательская работа
Международная
деятельность
Контакты
"Тайны Севастополя"
Серия из 6 книг ,посвящена 225-летию со дня основания
города-героя Севастополя.
Серия представлена книгами самых разнообразных жанров, от
исторических и научно-исследовательских до мемуаров и
воспоминаний дипломатов.
Читателям представлена уникальная возможность впервые
ознакомиться с ранее закрытыми или вообще запрещенными к
публикациям темами из истории Севастополя и Черноморского
флота.

Как купить 
return_links();
?>
|