Официальный сайт Севастопольского писателя Иванова Валерия Борисовича          На главную

Американцы в Черном море, надолго … ?
27.08.2008 10:32:27

Сегодня в грузинский порт Батуми вошел первый иностранный корабль с гуманитарной помощью. Как ни странно им оказался боевой корабль ВМС США эсминец McFaul, который уже встал на рейд. На корабле находится 80 тонн гуманитарного груза - продукты, детское питание, кровати, одеяла и др. Понятно, что это «другое» трудно проверить, так как судно военное. Почему именно военный корабль доставил гуманитарный груз в Батуми ?. Обычно это делают гражданские суда, специально приспособленные для этого. Возможно, американцы опасались, что сомалийские террористы захватят их гражданское судно и потребуют контрибуцию?
Артиллерийское вооружение корабля, доставившего гуманитарный груз, представлено 127-мм артиллерийской, двумя шестиствольными АУ ближнего действия "Вулкан - Фаланкс". РЛС корабля позволяют осуществлять круговой обзор с дальностью действия до 400 км.- до Севастополя !
Уже известно, что к берегам Грузии направляется еще один американский корабль. Судно береговой охраны "Даллас", которое пересекло в воскресенье вечером пролив Босфор. На подходе третий и последний корабль ВМС США, чей проход через турецкие проливы был оговорен в рамках контактов Анкары и Вашингтона.
Внешнеполитическое ведомство Турции подчеркивает, что, в соответствии с Конвенцией Монтре, американские военные корабли смогут осуществлять гуманитарные акции в течение трех недель, после чего обязаны покинуть акваторию Черного моря.
Кроме этого два фрегата НАТО прошли пролив Босфор накануне поздно вечером и вышли в акваторию Черного моря", - заявил высокопоставленный источник в военно-морских кругах Турции.

По его данным, речь шла о кораблях Германии - "Любек" и Испании - "Адмирал Хуан де Борбон". Оба судна входят в состав группировки кораблей НАТО, "которая будет наращиваться в ближайшие дни", добавил он. Всего же в Черное море должны прибыть семь судов альянса.


Правовые основы пребывания иностранных кораблей в Черном море.

Из истории вопроса.

Перед Второй мировой войной переход Италии к активной линии в Средиземноморье придавал новое звучание вопросу о международных морских путях. В этом районе было три стратегически ключевые точки: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал и Черноморские проливы (последние подразумевали проливы Босфор и Дарданеллы с находящимся между ними Мраморным морем).

Гибралтар находился под полным контролем Великобритании, имевшей военную базу в Гибралтаре. Суэцкий проход контролировали Великобритания и Франция. Вопрос о зоне Черноморских проливов оставался не до конца урегулированным.

Американские корабли во время Второй Мировой ВойныЛозаннская конвенция 1923 г. утверждала принцип неограниченного прохода военных и торговых кораблей всех стран в Черное море и обратно как в мирное, так и военное время. Зона проливов была демилитаризована - Турция, через территории которой проходили проливы, не имела права размещать вблизи их своих воинских контингентов. Лозаннская конвенция не удовлетворяла две главные черноморские державы - саму Турцию и Советский Союз, поскольку обеспечение безопасности их черноморских рубежей было поставлено целиком в зависимость от политики и доброй воли внешних, то есть нечерноморских держав. Обладая мощными флотами, Великобритания, Франция, Италия, а в перспективе и другие государства могли регулировать стратегическую ситуацию на Черном море, по своему усмотрению считаясь или не считаясь с мнением прибрежных государств. Советский Союз в 1923 г. подписал Лозаннскую конвенцию, но затем отказался ее ратифицировать.

Интерес к проливам возрос и в связи с нарастанием внутренней напряженности в Испании, где после победы на выборах в феврале 1936 г. левых партий все вероятнее становилась гражданская война. В правительственных кругах Европы было известно, что режим Муссолини поддерживает в Испании правую оппозицию в расчете на ее возвращение к власти и установление в будущем партнерских итало-испанских отношений. Со своей стороны Советский Союз тоже стал проявлять интерес к положению в Западном Средиземноморье, выход к которому он имел только через Черноморские проливы. Турция в 30-х годах активно добивалась отмены демилитаризации зоны проливов, считая ее дискриминационной. Анкара откровенно угрожала разместить свои войска в зоне проливов без санкции западных держав - в духе того, как действовала Германия. Недовольство Турции и отказ Москвы признать Лозаннскую конвенцию могли провоцировать неустойчивость ситуации в этом районе.

Британская дипломатия понимала необходимость уступок. (В тот период Британия диктовала свою волю другим народам) Она была заинтересована в политическом и стратегическом (аренда баз) партнерстве с Турцией с точки зрения своих более широких интересов на Средиземном море и на Арабском Востоке. Уступка в вопросе о проливах могла способствовать улучшению турецко-британских отношений на фоне настороженности, которую начинала вызывать в Лондоне Италия.

В июне 1936 г. в г. Монтре (Швейцария) по предложению Турции началась конференция об урегулировании режима черноморских проливов. В ней приняли участие Турция, Советский Союз, Великобритания, Франция, Болгария, Румыния, Греция, Югославия, а так же Австралия и Япония.

Италия отказалась прислать своих представителей, указав на то, что страны-участницы проводят анти итальянскую политику санкций в связи с ситуацией в Эфиопии. Конференция работала в течение целого месяца, за это время санкции против Италии по решению Лиги наций были отменены. Но Италия не присоединилась к конференции.

Пролив Босфор в середине XIX столетияВеликобритания, соглашаясь с мнением Турции об отмене демилитаризации зоны проливов, настаивала на сохранении права неограниченного прохода в Черное море военных и торговых кораблей всех стран. Советский Союз, напротив, требовал полного закрытия Черного моря для военных кораблей неприбрежных стран. В этом случае он мог рассчитывать на стратегическое преобладание на Черноморье, так как ни Турция, ни другие прибрежные страны не могли с ним конкурировать в создании военно-морских сил.
Конвенция в Монтре (подписана 20 июля 1936 г.) зафиксировала компромисс.
Торговые суда всех стран получили право свободного прохода через проливы как в мирное, так и в военное время.
Военные корабли неприбрежных государств были ограничены в проходе через Босфор и Дарданеллы классом (легкие надводные корабли, малые боевые и вспомогательные), общим тоннажем в момент прохода (15 тыс. т) и общим числом (9 кораблей), а в отношении входа в Черное море - еще и общим тоннажем одновременного пребывания в Черном море (30 тыс. т для всех нечерноморских вместе взятых) и сроком пребывания не более трех недель.
Общий тоннаж судов неприбрежных государств в Черном море мог быть увеличен до 45 тыс. т в случае, если самая сильная черноморская держава увеличит тоннаж своего флота на 10 тыс. т или более.

На время войны, если сама Турция в ней не участвовала, проход через проливы военных кораблей воюющих стран запрещался. В случае же, если Турция воевала, режим прохода определяла она сама.

Залп американского крейсера. (Вид с космоса)

Таким образом, требования СССР в отношении ограничения военного присутствия в Черном море неприбрежных государств было во многом учтено. Была удовлетворена и Турция, которая получила право немедленно разместить свои военные гарнизоны в зоне проливов. Великобритания и Франция так же в принципе отстояли свое право корректировать соотношение военно-морских сил Турции и СССР на Черном море. Конвенция способствовала стабилизации ситуации в зоне проливов.

 

МРК «Бора» - равных в мире кораблей подобного класса нетНа днях Генеральный штаб ВС РФ в лице заместителя начальника Генштаба генерал-полковника Анатолия Ноговицына, заявил, что Черноморский флот полностью контролирует акваторию Черного моря, не ожидая угрозы безопасности извне. «У России вызывает удивление, что обозначенные функции доставки гуманитарных грузов выполняют фрегаты и другие военные корабли», - сказал он, добавив, что Россия адекватно отреагирует на возможные провокации против Черноморского флота.
А опыт не силового «выдавливания» американских боевых кораблей из зоны Севастополя у черноморцев есть хороший.

Как советский СКР «Беззаветный» таранил американский крейсер УРО «Йорктаун» читайте в следующей публикации.

 

   

    Статьи

    Книги

    Труды

    Авторские права

    Научно исследовательская работа

    Международная деятельность

    Контакты

 

"Тайны Севастополя" Серия из 6 книг ,посвящена 225-летию со дня основания города-героя Севастополя.
 Серия представлена книгами самых разнообразных жанров, от исторических и научно-исследовательских до мемуаров и воспоминаний дипломатов.
  Читателям представлена уникальная возможность впервые ознакомиться с ранее закрытыми или вообще запрещенными к публикациям темами из истории Севастополя и Черноморского флота.

 

 

Как купить 

 

 return_links(); ?>

©2013 Иванов В.Б.  Все права защищены