СЭЗ в Севастополе: третья неудача, но…есть выход.
09.02.2009 12:28:51

На
протяжении последних месяцев представители Севастопольской
администрации рассказывали севастопольцам о будущей
свободно-экономической зоне в Севастополе, да так
убедительно, что многие и поверили.
Казалось, все было решено. И президент согласен, и Балога
готов положить проект указа о СЭЗ «Севастополь» президенту
на стол. Но только искушенные в этом вопросе люди знали –
ничего не получится.
Не нужно быть предсказательницей Вангой, что бы понять,
сложнейшая общественно-политическая ситуация в украинском
парламенте, отсутствие закона о статусе Севастополе и
противостояние севастопольских ветвей власти - это те самые
«степени риска» или другими словами основные негативные
составляющие которые не позволят реализовать проект СЭЗ.
А без закона о статусе Севастополя никакая
свободно-экономическая зона не пройдет.
У автора статьи в этом вопросе очень богатый опыт, будучи в
середине 90-х годов первым автором СЭЗ и руководителем
группы по разработке документов СЭЗ «Севастополь» он прошел
все этажи и коридоры КМ и ВС Украины. Об этом более подробно
я уже писал в статье «Свободная экономическая зона в
Севастополе – третья попытка ?»
Вообще, условия создания СЭЗ определены законодательством
Украины, и те кто хоть раз читал закон о СЭЗ в Украине
прекрасно понимают, в сегодняшней обстановке это просто не
возможно.
Решение о создании СЭЗ первоначально принимается на уровне
городского совета, а севастопольские депутаты помогать СГГА
не спешат.
Так и получилось.
В самом конце декабря 2008 года вместо закона о «Свободной
экономической зоне в Севастополе» президент Украины подписал
ничего не значащий указ № 1204/2008 «О дополнительных мерах
относительно социально-экономического развития города
Севастополя».
Сколько их уже было !
В который раз президент Украины вместо ожидаемого серьезного
документа, существенно меняющего жизнь Севастополя,
подписывает ничего не значащий указ.
Ниже привожу его полный текст:
С целью формирования благоприятных условий для привлечения
инвестиций в социально-экономическое развитие города
Севастополя, создания новых рабочих мест и развития
инфраструктуры города постановляю:
1. Поддержать предложения Севастопольской городской
государственной администрации относительно осуществления
дополнительных мер, направленных на обеспечение комплексного
развития города.
2. Образовать рабочую группу для подготовки предложений
относительно разработки дополнительных мер, направленных на
обеспечение комплексного развития города Севастополя (далее
- рабочая группа).
3. Назначить сопредседателями рабочей группы Турчинова
Александра Валентиновича - Первого вице-премьер-министра
Украины и Куницина Сергея Владимировича - главу
Севастопольской городской государственной администрации.
4. Рабочей группе подготовить и представить в двухмесячный
срок в установленном порядке предложения относительно, в
частности:
- углубления трансграничного сотрудничества в
Причерноморском регионе, направленного, в частности, на
реализацию проектов (программ) для решения проблем
экологического характера, в том числе связанных с разливами
нефти в бассейне Черного моря;
- использования после 2017 года инфраструктуры
Севастопольской бухты в невоенных целях, перепрофилирование
и модернизации логистической, в том числе портовой,
инфраструктуры;
- привлечения иностранных инвестиций для развития в городе
энергетического машиностроения, судостроения, транспортного
комплекса, пищевой промышленности и жилищного строительства;
- обеспечения занятости населения и уменьшения уровня
безработицы в городе;
- улучшения доступа жителей города к информации, в
частности, путем развития и расширения сети ретрансляторов;
- проектов соответствующих законодательных актов.
5. Этот Указ вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО
26 декабря 2008 года.
Дорогой читатель, обратите внимание на текс указа - особенно
важно для нас положение ст. 4 п 5: - улучшения доступа
жителей города к информации, в частности, путем развития и
расширения сети ретрансляторов;
Вот, где собака зарыта, вот в чем наша беда – у нас
оказывается мало ретрансляторов !!!
Но шутки в сторону.
Какой же мог быть выход. А если говорить серьезно, то не
надо изобретать велосипед.
Мы все хорошо знакомы со сложным социально-экономическим
положением Севастополя в плане привлечения инвестиций в
экономику города, иностранные инвесторы уходят из города.
Мировой экономический кризис уже сказывается на
благосостоянии севастопольцев, и дальше будет не лучше.
На мой взгляд, в этих условиях, почему не воспользоваться
разработанной еще в 1997 году программой создания в
Севастополе «Отдельного экономического района», который
вводится в действие указом президента Украины.
Тогда после подписания Соглашения между Украиной и Россией о
разделе Черноморского флота, Севастополь оказался в сложном
социально-экономическом положении. На территории города
функционировали две военно-морские базы Украины и России со
своими административно-хозяйственными комплексами и своими
законодательными и нормативно-правовыми актами. Наряду с
ними функционировал и народно-хозяйственный комплекс самого
города Севастополя. Получалось, что на одной территории
работали три хозяйственные системы, в состав которых входили
земельные участки, водная акватория, прибрежный шельф,
коммунальная и транспортная инфраструктура, причалы и кадры
с украинскими и российскими паспортами. Какой-то
хозяйственный, территориально-правовой винегрет. Тогда и
была подготовлена новая концепция и технико-экономическое
обоснование - программа ОЭР. К большому сожалению, тогда к
нам не прислушались. Вот вам и результат: сданные незаконно
в долгосрочную аренду земельные участки, в том числе и
военные городки Черноморского флота и ВМС Украины,
незаконная реализация госмайна, целостных комплексов и много
другого.
Сегодня суды завалены протестами прокурора, «горе
покупателей», акционеров, и просто обманутых граждан.
Неужели горький опыт нас ничему не научил ?
Но вернемся в день сегодняшний.
Если нельзя создать Свободную Экономическую Зону, то почему
не попробовать выполнить пункт 4 указа президента Украины №
1204/2008 «О дополнительных мерах относительно
социально-экономического развития города Севастополя» путем
создания в Севастополе отдельного экономического района -
ОЭР (или Территориальный экономический район), как кому
нравиться.
Тем более что этот термин ОЭР на уровне украинского
государства в 1997 году уже закреплен Свидетельством об
авторском праве: Научно-исследовательская работа на тему:
"Херсонес" - отдельный экономический район - концепция и
проектные разработки по итогам комплексного исследования»,
печатная работа 1997 год, 120 стр., Свидетельство
Государственной регистрации авторских прав № 582 от 23
апреля 1997 года.
Мне хорошо известна эта работа, так как я ее автор.
Ниже для ознакомления помещаю отдельные выдержки из работы.
ОТДЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
"ХЕРСОНЕС-МАНГАНАРИ"
Концепция и научно-методическое обеспечение реализации
программы
создания отдельного экономического района " Херсонес -
Манганари"
г.Севастополь
1997 г.
…. Учитывая совместное (смешанное) размещение в центральной
части города (прибрежные территории бухт - Севастопольская,
Южная, Карантинная, Стрелецкая) военной и гражданской
инфраструктур - военно-морских баз Украины и России и
народнохозяйственного комплекса города, принимая во внимание
сложности, связанные с привлечением инвестиций в экономику
этой части города и, вместе с тем, учитывая высокий
ресурсный потенциал Севастопольского региона, включая и
неиспользуемые прибрежные территории и акватории ряда
морских бухт, находящихся вне зоны влияния военно-морских
баз целесообразно в рамках действующего украинского
законодательства создать отдельный экономический район
(ОЭР), как локальную административно-хозяйственную систему с
разработкой модели реализации рыночных механизмов
хозяйствования и управления для предприятий с различной
формой собственности и отраслевой направленности.
Определение ОЭР - часть административно-хозяйственного
комплекса
г. Севастополя, территориально расположенная за границами
влияния военно-морских баз Украины и России (вне сферы
влияния), на которой в рамках действующего украинского
законодательства при государственной поддержке и целевой
программе скоординировано и ускоренно реализуются
высокоэффективные инвестиционные проекты, обеспечивающие
динамичное развитие гражданского сектора экономики региона.
Цели создания:
1. Эффективное комплексное использование прибрежных
территорий и морских акваторий внутренних бухт и ресурсного
потенциала района, включая в эксплуатационный оборот
промышленно-хозяйственного комплекса города территорий и
объектов высвобождаемых в результате конверсионных
процессов, реорганизации и сокращения Черноморского флота.
2. Развитие существующих и реализация новых государственно
значимых проектов, в том числе - по наращиванию
внешнеторгового оборота, транзита и перевалки через
Причерноморский регион и Украину грузопотоков из
Азиатско-Тихоокеанского Региона с привлечением отечественных
и иностранных инвестиций.
3. Апробирование новых подходов к осуществлению
экономической реформы, создание локальной системы и модели
эффективной реализации рыночных механизмов хозяйствования и
управления для предприятий с различной формой собственности,
как в рамках действующего украинского законодательства, так
и в условиях свободной экономической зоны.

Создание отдельного экономического района в Севастополе
позволит более эффективно использовать высокие потенциальные
возможности гражданского сектора экономики города в
интересах Севастополя и Украины.
Реализация проекта даст возможность в результате
скоординированного взаимоувязанного развития в данном
отдельном экономическом районе предприятий различных
отраслей и форм собственности ускоренно мобилизовать высокий
экономический и ресурсный потенциал г.Севастополя как базы
океанического рыболовства и регионального центра дистрибуции
грузов во встречных направлениях.
Итогом функционирования отдельного экономического района
будет создание новых рабочих мест, получение дополнительных
поступлений в бюджеты всех уровней, расширение транспортных
и экспортно-импортных возможностей Украины. Кроме того,
реализация данного проекта позволит провести апробацию новых
методов в проведении рыночных реформ, создание образцов
эффективной реализации рыночного механизма хозяйствования.
Универсальность предлагаемого проекта заключается в том, что
он равнозначно может быть реализован как в рамках
действующего украинского законодательства, так и при
создании свободной экономической зоны.
В последнем случае инвестиционная привлекательность проекта
многократно возрастет.
Кабинет Министров Украины в рамках полномочий, определенных
статьей 116 п.п. 1,3, 4.5, 8.9 Конституции Украины
утверждает государственную программу создания и развития
ОЭР, представленную ему Севастопольской государственной
администрацией.

Варианты развития Севастопольского региона и их анализ.
Возможны три варианта развития Севастопольского региона:
1. Регион ориентирован только на использование в качестве
военно-морской базы флота (город - база ВМФ Украины и
России).
2. Полная демилитаризация региона, с выводом всех флотских и
армейских подразделений ("открытый" город).
3. Смешанный вариант развития экономики города с
локализацией гражданской и военной инфраструктур по
отдельным закрытым территориям (создание отдельного
экономического района).
Первый вариант соответствует настоящему положению города,
которое сохраняется в случае соответствующих договоренностей
между Украиной и Россией (регион находится на дотации
государства, флот которого базируется на этой территории).
Второй вариант не представляется реальным, поскольку не
отражает интересы Украины, потребует значительных затрат на
реконструкцию существующей инфраструктуры,
перепрофилирования промышленности региона, приведет к
массовой безработице, что может повлечь за собой социальный
взрыв.
Третий вариант представляется наиболее привлекательным,
поскольку сохраняется существующая инфраструктура города и
появляется экономическая свобода по вовлечению местных
внутренних ресурсов региона в эксплуатацию, при этом:
1. Особое географическое и геополитическое положение
Севастополя с уникальным историческим прошлым позволяют
предположить, что экономика города должна быть ориентирована
на рациональную эксплуатацию внутренних природных,
экономических и интеллектуальных ресурсов, которыми
располагает Севастопольский регион.
2. Основные усилия должны быть направлены на развитие
промышленности, инфраструктуры региона. Валютные поступления
в бюджет города в результате предпринимательской,
коммерческой, другой хозяйственной деятельности возможны за
счет следующих факторов:
- развитие систем телекоммуникаций и индустрии высоких
технологий в области приборостроения, судостроения и
судоремонта;
- ориентация промышленных предприятий города на выпуск
конкурентоспособной продукции, в т.ч. и по зарубежным
лицензиям, с ориентацией судоремонтной базы на ремонт судов
иностранных владельцев;
- создание современного международного морского
пассажирского и торгового портов с соответствующей береговой
инфраструктурой;
- привлечение в регион высоких биотехнологий выращивания и
переработки продуктов сельского хозяйства, морепродуктов (их
мелкая расфасовка, длительное хранение);
- участие научных центров АН Украины и отраслевых НИИ, КБ,
учебных центров в международных научно-исследовательских
программах, проектах;
- реализация в регионе международных образовательных
программ с развитой сетью стажировок в университетских
центрах за рубежом;
- обеспечение правовых и экономических норм и гарантий по
организации внешне-экономических связей на лицензионной
основе, по охране авторских прав, формирование правовой
культуры в сфере охраны интеллектуальной собственности;
- развитие индустрии высоких технологий и обслуживания в
области международного туризма, рекреаций и рационального
использования жизненного пространства;
- научно-обоснованное освоение береговой и прибрежной зоны
моря с целью рационального использования ресурсов моря и
комфортных условий отдыха на морском побережье;
- создание и развитие индустрии развлечений в соответствии с
международными стандартами, с сетью комфортабельных
гостиниц, мотелей, дорогих ресторанов, спортивных сооружений
и пр.;
- привлечение в город крупных международных мероприятий (как
способ привлечения иностранных инвесторов): ярмарки,
спортивные соревнования (первенства Европы, Мира по морским
видам спорта), научные конгрессы, съезды, фестивали и пр.;
- оснащение и приведение в норму материальной базы
здравоохранения, создание новых учреждений здравоохранения и
курортологии в регионе;
- создание правовой основы и гарантий по соблюдению
архитектурных и градостроительных норм в регионе.
- создание условий, способствующих свободе
предпринимательства.
3. Развитие наиболее эффективных видов деятельности,
способствующих в ближайшее время поступлению средств в
бюджет города:
- транзит через регион товарной массы и финансовых средств
(таможенные льготы, безналоговый режим);
- работа международного морского порта (заход и стоянка в
порту иностранных судов, круизных яхт, торговых и
рыболовецких судов);
- эксплуатация пассажирского, транспортного и рыболовецкого
флотов;
- эксплуатация аэродромов.
- сдача в аренду городской территории (военным, иностранным
инвесторам);
- ремонт судов иностранных судовладельцев, уникальное
судостроение, мелкое судостроение (катера, яхты,
малотоннажный флот);
- проведение в городе крупных международных мероприятий;
- эксплуатация исторического прошлого (международный
туризм);
- туристическо-рекреационная деятельность ( гостиничные
комплексы, крупные спортивные базы и базы отдыха), сфера
услуг.
4. Развитие производства, индустрии туризма вызывает
увеличение энергопотребления. В связи с недостаточностью
собственного энергеообеспечения, ограниченной возможностью
получения электроэнергии от энергосистем Украины, учитывая
экологические факторы, необходимо приоритетное развитие
нетрадиционных источников энергии, в первую очередь уже
находящихся в производстве экологически чистых
ветроэнергетических станций большой мощности примерно на
50-80 мегаватт.
Реализации третьего смешанного варианта развития региона
способствует также и то, что в городе существуют отдельные
районы, которые сохраняя все привлекательные стороны региона
в целом, удалены от "конфликтной зоны".
Отдельный экономический район
(специальный режим инвестиционной деятельности)
В целях разделения военно-оборонительного сектора и
гражданского сектора экономики города, разработки, внедрения
и апробирования новых форм и методов функционирования
экономики, направленных на обеспечение стабилизации
социально-экономического положения региона, а также для
создания организационно-правовых условий для повышения
заинтересован¬ности предприятий в увеличении объема выпуска
продукции, структурной перестройки производства, привлечения
инвестиций и развитие экспортно¬го потенциала, предлагается
создание отдельного экономического района со специальным
режимом инвестиционной деятельности.
Приоритетами при создании ОЭР являются следующие виды
деятельности:
- грузоперевалка, портовые услуги
- рыбодобыча, рыбопереработка;
- судостроение и судоремонт;
- садоводство, виноградарство, виноделие;
- рекреация и туризм;
- приборостроение и радиотехника;
- банковская и научная деятельность;
- оказание транспортных услуг.
На территории города устанавливается и действует специальный
пра¬вовой режим экономической деятельности, и другие особые
условия функ¬ционирования отечественных и иностранных
юридических и физических лиц.
Формирование городского бюджета осуществляется за счет
поступлений общегосударственных налогов (НДС, акцизный сбор,
налог на прибыль, подоходный налог), таможенные пошлины,
сборы и обязательные платежи.
Въезд и выезд граждан Украины и туристов, в том числе
иностранных при наличии туристических путевок осуществляется
беспрепятственно. Въ¬езд и пребывание на территории
иностранных граждан в служебных целях осуществляется на
основании заграничных паспортов при наличии разреше¬ния
органов внутренних дел Севастополя.
В границах ОЭР предусмотрено создание (в перспективе)
локальных специальных экономических зон различной отраслевой
направленности и введение режима специальной инвестиционной
деятельности на приоритетных территориях развития,
установленных картой и описанием границ.
Севастопольский отдельный экономический район
"Херсонес-Манганари" предлагается разместить на побережье
бухт Камышовая и Казачья и п-ове Херсонес, расположенных в
юго-западной части Крымского полуострова. Общая площадь -
550 га.
Территориально, ОЭР будет располагаться в центре Черного
моря, на пересечении морских торговых судоходных путей,
ведущих из Средиземного моря в Украину и Россию.
Прибрежная территория, включая территорию морского рыбного
порта, предназначена для I этапа развития, длина береговой
черты составляет 12 км, из них 5 км отводится для
строительства причалов, сухопутная граница протянулась на 10
км.
Система связи, водо-, газо- и электроснабжения подключены в
общегородскую систему жизнеобеспечения и на первом этапе
смогут обеспечить деятельность ОЭР.
Имеемая инфраструктура порта позволит в короткие сроки
развить основные системы жизнеобеспечения и создать условия
для наращивания производств и расширения экспортно-импортной
базы ОЭР.
Рельеф территории и характер береговой черты позволяют
разместить причалы длиной 4 км. Вдоль планируемого фронта
причальной линии возможно размещение транспортных, складских
коммуникаций и производственных объектов порта, отвечающего
современным нормам грузообработки судов, который может
обеспечить значительный грузооборот.
Автомобильная дорога, идущая от Камышовского шоссе, требует
капитального ремонта. Железнодорожную ветку от мыса
Манганари планируется протянуть к п-ву Херсонес.
* * *
Полный комплект документов представляет собой сборник
следующего содержания:
Введение
ЧАСТЬ I. Характеристика и варианты развития Севастопольского
региона.
1. Характеристика Севастопольского региона.............
2. Результаты влияния военно-морской инфраструктуры,
размещенной в Севастополе, на развитие города..
3. Оценка экономического потенциала региона.
4. Варианты развития региона и их анализ.
ЧАСТЬ II. Обоснование проекта создания отдельного
экономического района.
1. Характеристика района перспективного развития.
2. Цель, функциональное назначение и основные направления
деятельности отдельного экономического района
"Херсонес-Манганари".
ЧАСТЬ III. Создание и функционирование отдельного
экономического района "Херсонес - Манганари"
1. Этапы формирования и развития.
2. Объемы, источники и формы финансирования на этапах
создания и развития.
3. Создание и функционирование .
3.1. Организационная структура .
3.2. Органы управления хозяйственной деятельностью и
инфраструктура .
3.3. Схема воспроизводства капитала .
4. Первый этап функционирования .
5. Второй этап функционирования .
6. Третий этап функционирования .
7. Прогнозируемые итоги деятельности отдельного
экономического района "Херсонес - Манганари".

В
комплект документов входит проект указа президента Украины
«Об отдельном экономическом районе в г. Севастополе», а
также ТЭО, различные уставы, положения, схемы, графики,
таблицы и другие поясняющие документы – всего более 100 стр.
Прошу читателя обратить внимание на время разработки
документов - 1997 год !
В тот период наш проект не поддержал Севастопольский
городской совет, который принял решение развивать
Севастополь как главную базу Черноморского флота (См.
решение № 41) Кто оказался прав показало время.
Прошло 12 лет !?.
За это время сменилось четыре состава руководителей
Севастопольской государственной администрации, а мы все
продолжаем изобретать ….. велосипед.
|
|
Статьи
Книги
Труды
Авторские
права
Научно
исследовательская работа
Международная
деятельность
Контакты
"Тайны Севастополя"
Серия из 6 книг ,посвящена 225-летию со дня основания
города-героя Севастополя.
Серия представлена книгами самых разнообразных жанров, от
исторических и научно-исследовательских до мемуаров и
воспоминаний дипломатов.
Читателям представлена уникальная возможность впервые
ознакомиться с ранее закрытыми или вообще запрещенными к
публикациям темами из истории Севастополя и Черноморского
флота.

Как купить 
return_links();
?>
|