Официальный сайт Севастопольского писателя Иванова Валерия Борисовича          На главную

Как «демилитаризировали» Балаклаву  02.03.2009

В истории «таинственной демилитаризации» Балаклавы остается много белых пятен. Один из разделов пятой книги «Тайны властные» из серии Тайны Севастополя писателя Валерия Иванова посвящен этой теме.

 … Здесь речь пойдет о коммунальном имуществе, городских землях, которые в свое время «ушли» из под контроля Севастопольской громады и при попустительстве местных властей и руководства ВМС Украины были «демилитаризованы» частными предпринимателями. Кто и сколько «поимел» с этих сделок до поры до времени будет оставаться тайной.
Из истории вопроса.
Многие Генсеки, председатели Верховного Совета, а позже и Президенты бывали в Севастополе, но вот увидеть своими глазами Балаклаву суждено было не каждому. Уж больно секретное место, до развала СССР !
Прошли годы. Президент Украины – вроде бы как уже два периода «хозяин» всей украинской земли, но только в 2003 году первый раз посетил Балаклаву.
Несомненно, ему неоднократно докладывали о «секретной» жемчужине Крыма. Да, наверняка, хотел Л.Кучма и раньше побывать в Балаклаве. Еще бы. У него на подконтрольной территории находится некогда секретнейшая военно-морская база подводников СССР с ядерным арсеналом, подземным заводом, куда может укрыться несколько подводных лодок, целым рядом военных научно-исследовательских институтов и водолазным полигоном, первым в СССР подводным полигоном для испытания баллистических ракет со стартом из под воды, отделением секретного военного дельфинария, испытательным центром советских подводных диверсантов и массой других «эксклюзивных» военных объектов, цены которым он сам даже не мог представить. Далеко не каждая страна Европы имела у себя нечто подобное.
Да, увы, запоздал «хозяин» Украины в своем желании увидеть своими глазами ту первозданную «таинственную» Балаклаву с ее уникальными объектами.
За 12 лет незалежности Украины от Балаклавы советского периода осталось лишь одно название, остальное … разворовали или «прихватизировали».

И вот настал «судный день». 26 апреля 2003 года президент Украины Л.Д. Кучма внезапно посетил Балаклаву, снял с должности командующего ВМС Украины адмирала М.Ежеля, отчитал местную власть и принял решение о демилитаризации Балаклавской бухты.
Журналистам, отслеживающим в тот день передвижение правительственного кортежа, показалось странным, что «Мерседесы» и «Джипы» с тонированными стеклами заезжали в места, которые никогда не считались традиционными для осмотра их лицами такого уровня, как президент Украины.
Например, до того как оказаться в центре Балаклавы, Леонид Кучма внезапно «нанес визит» на западный берег бухты в воинские части ВМСУ, вовсе не являющиеся элитными. Из военных кораблей «выбрал» почему-то не вычищенный и всегда готовый для парадов корабль «Гетман Сагайдачный», а старое ржавое судно «Новый Буг» ?!.
Не понятно, что случилось ? Почему изменился утвержденный маршрут движения президентского кортежа, почему главу государства потянуло в развалины и трущобы западного берега Балаклавской бухты ? Позже стало ясно, что кто-то «нашептал» президенту Украины.
Оказалось, этому решению президента внезапно заглянуть за кулисы балаклавской сцены предшествовала определенная подготовка с участием украинских специальных служб. Те, по своим каналам доложили президенту Украины, что же фактически происходит в Балаклаве.
Балаклава — это не только красивая бухта и средневековая крепость Чембало. Балаклава — это лакомый кусочек украинской земли - государственной собственности, в свое время переданной в пользование Военно-Морским Силам Украины.
Несколько военных городков на берегу бухты, ряд глубоководных причалов, подземные сооружения, пляжная и парковая зоны, обустроенные военные городки, более 100 зданий и сооружений Черноморского флота, половина из которых еще в 1994 году были переданы в собственность города Севастополя.
С 1998 года по настоянию командования ВМС Украины весь западный берег Балаклавской бухты стал вотчиной военных. По предварительным оценкам в пользовании командования Военно-Морскими Силами Украины находилась земля, имущество, здания и сооружения на сотни миллионов долларов США.
Вообще, военное имущество Балаклавского гарнизона начали грабить давно.
В 1994 году автор этих строк был назначен заместителем председателя смешанной комиссии Черноморского флота и Севастопольской государственной администрации по приему - передаче военного имущества Балаклавского гарнизона и 14-й дивизии подводных сил ЧФ.
Как профессиональный военный, 27 лет прослуживший на Черноморском флоте, я хорошо знал ситуацию в Балаклаве и предполагал, что эта работа займет, как минимум, до полугода. Увы, я ошибался.
Думаю, что по команде свыше председателем Севастопольской администрации В.Семенова и командующим ЧФ адмиралом Э.Балтиным было принято решение завершить работу комиссии за одну неделю. Все прекрасно понимали, что в установленные сроки выполнить это решения без нарушений было просто невозможно.
И все же через неделю акты комиссии были составлены, подписаны и утверждены обоими высокими руководителями. Так в одночасье Черноморский флот сдал, а Севастопольский городской совет принял Балаклаву !!!
Морская инженерная служба ЧФ передала Севастопольской администрации все береговые объекты и причалы морских пограничников, НИИ, испытательных полигонов, заводов, в том числе и подземный, арсенал для ядерных запасов, береговую базу подводников, объекты КГБ СССР и целый ряд объектов центрального подчинения. Тогда к моим заявлениям о незаконности всего происходящего никто не прислушался, так кому-то было надо ?!.
Как все было на самом деле, знают не многие.
На стол нашей комиссии в Севастопольской администрации представители 1997 ОМИС положили отдельные документы на передаваемые объекты. Приносили частями ведомости, описи, карты, характеристики, паспорта, схемы и многое другое. Еще недавно часть из них были секретные документы и хранились в спецчастях различных флотских служб. Для того, что бы разобраться во всем этом нужно было время, но его-то и не было.
Украинское руководство спешило поскорей все забрать, а потом разбираться.
Вот тогда и был заложен механизм будущих преступлений и коррупционных схем передачи в аренду земли и сооружений.

Акты приема (передачи) зданий, сооружений и территорий военных городков были спешно утверждены командующим ЧФ адмиралом Э.Балтиным 17 июля 1995 года и председателем городского совета В.Семеновым 1 августа 1995 года.
Учитывая, что ни один из этих документов передачи имущества еще не вводился в документальный и литературный оборот, ниже я помещаю содержание актов. Полагаю, что со временем люди заинтересуются этой историей.
Что же конкретно передавал Черноморский флот Севастопольскому горсовету совету?
Согласно акту № 1 — земельный участок площадью 21, 2 га, 29 зданий по генплану, индивидуальные карточки учета, схемы канализования, водоснабжения, документацию по землепользованию, акты технического состояния. Акты подписал со стороны ЧФ заместитель командира в/ч 53158 подполковник Г.Н.Корчагин, со стороны администрации — Ю. Буровенко.
Сдал имущество кап. 2 ранга В.Л.Гудков, принял имущество председатель Балаклавской районной администрации А.Ф Кунцевич.
По акту № 2 директор ГКП «Приватизация» В.М.Чайковский принял от 1997 ОМИС здания военного городка Б-1, всего 29 зданий и сооружений балансовой стоимостью 57112344 крб (в долларовом эквиваленте на тот период — $ 40 тыс.!!! )
По акту № 3 МИС ЧФ передал Севастопольскому городскому совету все гидротехнические сооружения Балаклавской бухты: пирсы, причалы № 121, 122, 123, 124, набережные-причалы, корневые части, берегоукрепления западного берега бухты общей стоимостью 1361,5 тыс. рублей. Часть причалов: № 125 б, 125 г, 126 г 331 СМЗ ЧФ были сохранены за флотом, а причал 122а длиной 71,4 м, причал 122 длиной 40 метров оставались для эксплуатации в/ч 99375 (морским ракетным полигоном).
По акту № 3 приема военных городков Севастопольскому совету передавались подземные и наземные резервуары для топлива ( 4 тыс. тонн подземного хранения – одна заправка для дивизии подводных лодок) военного городка Б-1 — 6 ед., военного городка Б-24 — 6 ед. без указания стоимости имущества. Принял все имущество Ю.Буровенко.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что имущество, здания, сооружения, в том числе и подземные, причалы, создаваемые в советское время обошлись государству в сотни миллионов долларов США.
Тогда в одночасье городские власти стали владельцами многомиллионных ценностей и всей береговой зоны Балаклавской бухты и, естественно, что с этим всем делать, не знал никто.
Городские власти как бы формально все приняли, но фактически все это имущество оказалось ничейным, хозяина не было, а районная администрация в дело не вмешивалась.
После вывода из Балаклавской бухты подводных лодок ЧФ большинство военных объектов: штабы, казармы, хранилища, столовые, причалы, многие уникальные подземные сооружения, переданные городским властям, — начали разрушаться. Охрана снималась, объекты становились бесхозными и тогда за работу принимались мародеры и «металлисты». Тащили по мелочам все: окна, двери, мебель, трубы, краны, столы и стулья, провода, лампочки и стекла…
Когда первая волна мелкого ползучего разбоя-разграбления прошла ни одного вора к ответственности не привлекли, а на оставшиеся двери для видимости повесили замки и закрыли ворота.
Прошло четыре года. Хотя мародеры и металлисты поработали на славу, но все же большая часть военного имущества еще оставалась в сохранности.
В течение этого периода командование ВМС Украины настойчиво требовало передать балаклавское имущество ВМСУ. В 1998 году в Киеве принимается решение о передаче всех военных городков - зданий, сооружений, причалов воинским формированиям Украины, ВМСУ, морским пограничникам, Национальной гвардии и СБУ .
Те, естественно, все добро приняли, но из-за недостатка финансирования на баланс не поставили, поэтому сооружения продолжали разрушаться. Так полностью оказались разрушенными военные городки Б-24 и Б-1. Уникальный подземный завод по ремонту подводных лодок, построенный еще в 1961 году, который обошелся государству в 100 млн рублей, продолжали планомерно грабить.
Мародеры начали демонтаж спецоборудования военных городков и объекта 825 ГТС. Неоднократные напоминания командованию ВМС Украины о недопущении разграбления государственного имущества никаких результатов не давали.
Командование ВМСУ понимает, что можно заработать начинает передавать в долгосрочную аренду имущество военных городков коммерческим структурам (с грубейшими нарушениями действующего украинского законодательства).
На эти нарушения руководством города неоднократно указывалось адмиралам М. Ежелю и В. Сычеву. Фонд государственного имущества в лице начальника Сергея Федоренко находился как-то в стороне от этого процесса, никаких мер не предпринимал, имущество на учете в ФГИ не состояло (позже оно было поставлено задним числом). В итоге большая часть зданий, сооружений западного берега Балаклавской бухты путем «скрытой приватизации» была передана в аренду коммерческим структурам на срок до 25 лет. Естественно, командование не имело права сдавать государственное имущество в субаренду предпринимателям даже за большие деньги.

В тоже время Севастопольская городская администрация и городской совет требовали передать городской громаде в коммунальную собственность ставшие ненужным ВМС Украины земли и имущество. К примеру в течение 1998–2001 годов Севастопольская городская администрация неоднократно обращалась к командованию ВМС Украины с предложением передать объект 825 (подземный завод) в коммунальную собственность города для создания музея «холодной войны». Но командование ВМСУ положительного ответа не давало.
Попытки ряда иностранных компаний официально взять брошенное имущество в аренду успехом не увенчалось. Дело в том, что планки «первого личного взноса», установленная командованием ВМСУ за «услугу» была очень велика даже для иностранцев.
А военное имущество, здания и сооружения с личного разрешения контр-адмирала В.Ф.Сычева и полковника Савчук П.С. продолжало уходить «налево».
Вообще за 1998 –2001 годы неизвестными лицами только в подземном заводе были срезаны все металлические предметы общим весом более 100 тыс. тонн. Вырезано более 6 км коммуникаций, каналов связи, телефонных проводов, проводов освещения. Под газовый резак попали универсальные тельферные краны сухого подземного дока. Варварскому уничтожению подверглось все уникальное оборудование систем жизнеобеспечения, герметизации, фильтровентиляции и другие инженерно-фортификационные сооружения — первого в СССР подземного завода по ремонту и укрытию подводных лодок. Начали резать для сдачи в металлолом уникальный бронированный наплавной батопорт, закрывающий вход в подземный завод со стороны бухты.
Среди архивных документов того периода у меня сохранилось интересное письмо.
5 июля 2002 года я представил председателю городской администрации Л.Жунько официальную докладную записку, в которой так же давался перечень зданий и сооружений военных городков Б-1 и Б-78 , незаконно переданных командованием ВМС Украины коммерческим структурам.
Практически за копейки ООО «Интеравтотурист» получило в аренду на 20 лет целый ряд зданий сооружений общей площадью более 2000 кв. м и причал длинной 191 пог. м. На тех же условиях ООО «Акватория-тур» стало владельцем зданий площадью 1500 кв. м. Не остался обиженным и предприниматель В.И.Лобач… Естественно, никто не согласовывал это вопрос с фондом государственного имущества.
На моей докладной Л.Жунько наложил резолюцию: « Солодову В.В.. Срочно подготовьте правоустанавливающий документ о порядке застройки Балаклавской бухты. Л.Жунько». Но было уже поздно, как говорится, процесс пошел.

Но возвратимся к событиям 2003 года, когда Балаклаву посетил президент Украины Л.Кучма. Подготовка к прибытию «хозяина» была тщательно спланирована и до мелочей продумана. Помыта набережная, покрашены фасады домов и правый борт кораблей (лицом к президенту), оборудованы места показа, стенды, макеты, подготовлены доклады. В повышенной готовности находились традиционные «статисты» — народ, работники городской и Балаклавской администраций, по сценарию представляющие жителей Балаклавы.
Как всегда, маршрут движения президентского кортежа был заранее согласован, определены места остановок, осмотра объектов и выполнены другие протокольные мероприятия. Сначала все шло по плану, но при подъезде к Балаклавской бухте внезапно машина, в которой находился президент Украины, резко меняет маршрут движения, сворачивает на право и направляется на западный берег Балаклавской бухты. Отклонение от намеченного маршрута ничего хорошего не предвещало, на западном берегу бухты никто президента не ждал.
В колонне машин, следующих за президентской, находился и глава Севастопольской администрации Леонид Жунько, и главнокомандующий ВМС Украины адмирал М.Ежель. Все поняли, что сработал какой-то другой план, не предусмотренный городской властью.
Миновав полуразрушенные здания бывшей береговой базы бригады подводных лодок Черноморского флота, президентский кортеж остановился неподалеку от них. Кучма выходит из машины и в замешательстве останавливается. Перед ним разрушенные здания бывших складов береговой базы подводников без окон, без дверей и с обрушившейся крышей.

На фоне зияющих, как после ядерной бомбардировки, окон разрушенных зданий, в десяти метрах от причала Балаклавской бухты, гора строительного мусора, бытовая грязь, бутылки и другие нечистоты предстали перед президентскими очами.
— Жунько! — гневно воскликнул президент Украины, — что это такое?
Побелевший севастопольский градоначальник быстро сориентировался и перевел стрелки на Главнокомандующего ВМС:
— Господин президент, это не мое, это Ежеля !
— Ежель, что это? — сурово повторяет Кучма.
После чего последовал нелепый доклад командующего ВМС Украины о трудностях с финансированием, низких окладах офицеров, нехватке денег на ремонт подводной лодки….
Недослушав главкома ВМС, Кучма недоуменно покачал головой и направился к машине. Проехав несколько десятков метров, президентская машина остановилась около матроса с повязкой на рукаве, одиноко стоявшего у ворот.
«Сынок, ты чего здесь стоишь?» — спрашивает Кучма .
«Командир поставил и сказал: охраняй, вот я и охраняю», — ответил перепуганный матрос.
«А что охраняешь?» — напирает президент. Бедный защитник родины, увидев перед собой президента страны, так смутился, что начал заикаться, и ничего не может сказать. Тогда Кучма, в очередной раз сурово взглянув на М.Ежеля, опять махнув рукой, пошел к машине, колонна двинулись дальше вдоль западного берега бухты. Судьба адмирала М.Ежеля была уже предопределена, оставалось выполнить только отдельные процедурные формальности.
Далее перед «хозяином» предстали полуразрушенные домики, кое-как отремонтированные, отдельные хибары, сданные командованием ВМСУ в аренду коммерсантам, автомобильные мастерские с грязным грузовиком, полуразрушенная котельная, стоящие у причала обшарпанные военные корабли (покрашенные с другого борта) — весь спектр военно-морских «достопримечательностей» западного берега Балаклавской бухты.
По дороге, сделав еще одну остановку и задав очередной вопрос Ежелю, президент окончательно убедился в преступной бесхозяйственности командующего ВМСУ. Тщательно подготовленный кем-то план сработал отлично!
На восточный берег Балаклавской бухты адмирал Ежель прибыл уже с приставкой «бывший» главнокомандующий ВМС Украины.
Здесь все прошло по плану: хлеб соль, доклад о перспективах превращения Балаклавы в украинскую Ниццу, улыбающиеся девочки, «радостные» горожане. Все как при посещении Балаклавы российской императрицей Екатериной II в 1787 году, после присоединения Крыма к России.
На набережной Назукина состоялась непродолжительная пресс-конференция. Отвечая на вопрос одного из представителей СМИ касательно цели своего визита в Балаклаву, президент Украины сказал, что хочет, чтобы об этом уголке знали «не только у нас в стране, но и во всем мире». Он высказался за энергичную демилитаризацию Балаклавы. В отношении всего, чему во время поездки он был свидетелем, президент не деликатничал.
Сравнил фотографии и схемы, на которых были показаны планы преобразования Балаклавы, с действительностью: «Если смотреть на картины, то впечатление хорошее, а если за ширму парадную заглянуть — впечатление отрицательное».
В разговоре с Леонидом Кучмой чувствовалась его наэлектризованность. Обычная его неулыбчивость предвещала в тот день большую грозу. По военным он проехался безжалостно. Досталось даже девчушке в офицерских погонах с телевидения ВМСУ.
После разговора с прессой Леонид Кучма и сопровождавшие его лица продолжили осмотр восточного (парадного) берега Балаклавской бухты.
Журналисты же начали обсуждать состоявшийся разговор. При этом сочувственно поглядывали на пресс-службу ВМСУ. Жалели своих коллег. Жизненный опыт говорил — будут суровые оргвыводы. Они были оглашены в тот же день — уволен главком ВМСУ адмирал М.Ежель.
Так в одночасье была решена судьба украинского флотоводца, а заодно и будущее Балаклавы. Военных из Балаклавы вывести, все имущество передать городским властям — таким было решение президента Украины. Потом были уголовные дела, разборки, прокуратура и другие действия, свойственные таким обстоятельствам.
* * *
Интересна судьба Балаклавского подземного завода, где мы в 1994 -1995 гг. году планировали создать севастопольское коммунальное предприятие и сделать «Музей холодной войны». Но военные тогда нам так и не отдали подземный завод.
В 2001 году ко мне обратился полковник В.Карпов — начальник Центрального музея ВС Украины — с просьбой передать ему проект создания в Балаклавском подземном заводе музея «холодной войны» и предложил сотрудничество. Я, естественно, передал ему свой проект подземного музея.
В декабре 2002 года штольни подземного завода были каким-то образом переданы на баланс Центрального музея ВС Украины. 17 июля 2003 года музею были переданы арсенал (объект 820), а также казармы, причал западного берега Балаклавской бухты. В соответствии с договором между Центральным музеем и государственным предприятием «НКЦ-Крым» (Симферополь) объект был оборудован под музей истории ВМС Украины ?!.
В течение года силами и на средства ЦМ ВСУ был создан подземный музейный комплекс «Балаклава» — филиал Центрального музея ВС Украины. Во главе был поставлен бывший начальник тыла из Забайкальского военного округа полковник В.Ф.Садовниченко.
Первоначальная стоимость в 1961 году законченного строительством объекта 825 ГТС составляла 60 млн рублей (советских) без стоимости внутреннего оборудования.
Остаточная стоимость объекта (после полного разрушения и демонтажа оборудования) в 1998 году оценивалась в 5-6 млн долларов США.
Копии материалов передачи объекта в 1994 году от ЧФ городу Севастополю, материалы бюро технической инвентаризации 2000 года и др. находятся в моих личных архивах.

Еще в 2001 году по поручению председателя Севастопольской городской государственной администрации Л. М. Жунько я возглавил группу разработчиков концепции развития Балаклавы.
В течение полугода мы подготовили проект, и 5 марта 2002 года председатель Севастопольской городской государственной администрации передал проект «Концепции развития Балаклавы как международного туристического центра» на рассмотрение сессии Севастопольского городского совета. Концепция до этого была одобрена Балаклавской государственной администрацией и Балаклавским районным советом.
Но, к сожалению, рассмотрение вопроса о принятии Концепции развития Балаклавы городским советом было отклонено и первый наиболее значимый для гражданского сектора экономики Балаклавы правовой документ не был принят.
Тем временем, Балаклаву продолжали грабить.
Севастопольский городской совет, не приняв Концепцию, тем самым не принял в коммунальную собственность имущество бывших военных городков, причалы, здания, сооружения Балаклавы. Этим имуществом продолжали «распоряжаться» коммерческие адмиралы из ВМС Украины...
Так город Севастополь лишился возможности за счет Балаклавы ежегодно пополнять свой городской бюджет, а заработанные уходили в Киев и Симферополь !?.
По моим подсчетам на этом город Севастополь потерял не один миллион долларов США.
Уверен, что сейчас большинство должностных лиц, как военных, так и гражданских не хотели бы ворошить историю «демилитаризации» Балаклавы, но я так же уверен, что севастопольцы имеют право знать правду об этом периоде.
 

   

    Статьи

    Книги

    Труды

    Авторские права

    Научно исследовательская работа

    Международная деятельность

    Контакты

"Тайны Севастополя" Серия из 6 книг ,посвящена 225-летию со дня основания города-героя Севастополя.
 Серия представлена книгами самых разнообразных жанров, от исторических и научно-исследовательских до мемуаров и воспоминаний дипломатов.
  Читателям представлена уникальная возможность впервые ознакомиться с ранее закрытыми или вообще запрещенными к публикациям темами из истории Севастополя и Черноморского флота.

 

 

Как купить 

 

 Реклама:

©2013 Иванов В.Б.  Все права защищены