Официальный сайт Севастопольского писателя Иванова Валерия Борисовича          На главную

Как украинский адмирал «присваивал» звание китайскому матросу
16.07.2008

Мы продолжаем публикацию отдельных материалов из шеститомной серии книг «Тайны Севастополя»
Ниже помещена статья из шестой книги «Тайны дипломатические»


«Восток дело тонкое…»

В июне 2001 года в Севастополь состоялся официальный дружеский визит военной делегации Китайской Народной Республики, прибывшей в наш город на ракетном эскадренном миноносце «Цин Дао». Возглавлял китайскую делегацию командующий Бэйхайской эскадрой ВМС народно-освободительной армии Китая контр-адмирал Дин Ипин. В Севастополе к военным присоединились Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в Украине господин Ли Гиобанг и военный атташе Посольства КНР в Украине старший полковник Лу Юн Пин.

Ракетный эскадренный миноносец ВМС НОАК КНР «Цин Дао» представляет собой новый и современный боевой корабль серийной постройки, построенный на верфи Дзяннань в Шанхае в мае 1996 года по проекту 052. Головной корабль проекта, эскадренный миноносец «Харбин» вступил в строй в 1993 году. Крупнее и современнее этих кораблей в китайском флоте только эскадренные миноносцы проекта 956Э, приобретенные в 2001-2002 годах в России.

Справка. Капитан корабля: капитан 1-го ранга Ли Юйцзе, водоизмещение: 4800 тонн, длина: 148 м., ширина: 16 м., высота: 40 м., борт: 9,2 м., осадка судна: 7,5 м., вертолет: 1 «Хайтунь», позывной код: BNDG., позывной голосовой сигнал: QINGDAO., экипаж: 300 чел.

Корабль имеет вполне современную архитектуру надстроек, оснащен современным вооружением и являет собой своеобразный конгломерат китайских и зарубежных систем обнаружения, управления и вооружения.
При подходе к порту Севастополь с эскадренного миноносца был произведен установленный салют наций. Вообще салют представляет собой торжественную форму приветствия или отдания почестей особыми приемами в порядке, предусмотренном специальными положениями. В соответствии с международным обычаем военные корабли производят салюты выстрелами и флагом.

При заходе китайского эскадренного миноносца в Севастопольскую бухту на верхней палубе корабля был выстроен личный состав, свободный от вахты и не занятый выполнением обязанностей по службе. Во время салюта личный состав принял положение «смирно», а офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы, кроме того, приложили руку к головному убору, оставаясь в таком положении до окончания салюта.

Выстроенная на верхней палубе в белой парадной форме команда корабля эффектно смотрелась с берега. Я обратил внимание как посол Китая в Украине г-н Ли Гиобанг так же стал по стойке смирно.
Большинство же китайских дипломатов и гостей весело размахивали китайскими и украинскими флажками.
Китайская дипломатическая служба впервые обеспечивала прибытие китайского военного корабля в Украину и поэтому все сильно волновались. Посол КНР в Украине прибыл в Севастополь заранее, вместе с ним прибыли почти все дипломаты посольства со своими семьями. Из Киева, Одессы и Днепропетровска приехали и китайские бизнесмены, которые вели свой бизнес в Украине.
По просьбе посла мы обеспечили для встречи китайского корабля большую группу севастопольских детей из детских садов и школ. В общем, на причале для встречи корабля собралось более двухсот встречающих. Пограничники и таможенники были очень расстроены таким наплывом людей. Им пришлось открывать границу и обеспечивать таможенный контроль с нарушениями установленного порядка.

Больше всех волновался посол г-н Ли Гиобанг. За три дня до этого посол попросил меня помочь организовать встречу военного корабля. Для посла это была проверка на «качество» его работы в Украине. Нужно отдать должное послу, в подарок севастопольским детям он привез с собой 10 плюшевых медведей. Игрушки были, чуть ли не в натуральную величину и для их перевозки понадобился целый автобус.
И так церемония прибытия китайского корабля в Украину готовилась основательно. Но как всегда не обошлось без сюрпризов.
Было видно, что ранее посол Китая в подобных мероприятиях участия не принимал и немного волновался.
Я имел достаточный опыт, к этому времени в церемониях встреч и проводов военных кораблей мне пришлось участвовать более тридцати раз. Тем более в это время я работал над книгой «Международный этикет», одна из глав которой была посвящена военно-морскому церемониалу.
Быстро разобравшись в обстановке мы построили китайских и украинских встречающих в одну линию, по рангам. Затем чуть поодаль поставили детей с украинскими и китайскими флажками. Для встречи прибыл военный оркестр ВМС Украины.
Когда китайский корабль начал швартоваться пограничники и таможенники потребовали всех покинуть причал. Но не тут то было, как убрать такую массу людей. Пришлось таможенникам отступить, но к трапу никого они не подпускали. Необходимо отдать должное нашим таможенным и санитарным властям. Проверка закончилась за 10 минут и наступила пауза….. Никто не знал, что делать дальше. Пришлось мне вмешаться и подсказать послу, что он первый должен взойти на борт корабля как представитель КНР в Украине.
Для встречи Чрезвычайного и Полномочного Посла государства на верхней палубе корабля по сигналу «Большой сбор» выстроился экипаж корабля, почетный караул и оркестр. Прибывающего Посла КНР встретил командир отряда и командир корабля. При входе Посла на нижнюю площадку трапа была подана команда «Смирно». Затем старший из встречающих представился прибывшему и сопроводил его к месту построения почетного караула. Начальник почетного караула отдал рапорт: «Господин Посол, почетный караул в честь Вашего прибытия построен. Начальник караула капитан-лейтенант Цао Дзин ».

Обойдя строй почетного караула, посол подошел к находящемуся в строю экипажу корабля и поздоровался с ним. На приветствие посла экипаж ответил дружным «лаем».
Затем на корабль поднялись представители командования ВМС Украины, китайские дипломаты, дети вручили командованию похода цветы. В ответ каждый ребенок получил по подарку.
С прибытием военного корабля в Севастополь командир корабля принял участие в предусмотренных программой мероприятиях, среди которых важное место занимало нанесение визитов должностным лицам Севастополя и командованию ВМС Украины.
На встрече у председателя Севастопольской администрации Л. Жунько командир корабля капитан 1-го ранга Ли Юйцзе рассказал о своем корабле.
Командир корабля оказался высоко эрудированным морским офицером. В заключение беседы командир корабля 1-го ранга Ли Юйцзе рассказал о достижениях китайской оборонной отрасли. На этом визит был завершен, и делегация убыла на встречу с командующим ВМС Украины адмиралом М.Ежелем.
Во второй половине дня руководители города и командования ВМС Украины по приглашению китайской стороны прибыли на китайский корабль.
Гостей у трапа встречал командир корабля, который предложил провести экскурсию по кораблю. Группа из 7-10 человек — посол и военно-морской атташе, представители администрации Севастополя, командования ВМС Украины начали знакомиться с кораблем.
Командир корабля в течение часа водил нас по матросским и старшинским кубрикам, камбузам, каютам и ходовому мостику. Вообще надо отдать должное китайцам, все, что мы осмотрели, было идеально начищено и блестело. Посуда для приема пищи, кухонные принадлежности, бытовые кубрики, матросские и старшинские столовые. Я не мог понять, на чем же китайские матросы сидят, нет ни где «баночек». Оказалось, что под каждым столом оборудовано подвесное поворотное сиденье. Кубрики для старшин двухместные, для матросов шестиместные в два яруса, просторные и с высокими потолками. То есть замкнутого пространства не ощущаешь.

Мне легко было сравнивать, так как в разное время я неоднократно бывал ракетном крейсере «Головко» и «Грозный», БПК «Москва» и «Ленинград».
По роду своей служебной деятельности, как шеф протокола госадминистрации, я побывал почти на всех иностранных кораблях, которые заходили с визитами в Севастопольскую бухту, начиная с 1992 года.
Что бросается в глаза — идеальная чистота, несмотря на то, что китайский корабль в море уже находится пол года.

Командир корабля рассказал, что главным оружием эсминца являются 8 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Инцзы-1», размещенных попарно на крыше надстройки между дымовой трубой и ангаром. Противокорабельные крылатые ракеты комплекса «Инцзы-1» относятся к ПКР второго поколения китайского флота и были приняты на вооружение в 1984 году.
С некоторым опоздание на корабль прибывает командующий ВМС Украины адмирал Михаил Ежель, вместе с председателем Севастопольской администрации Леонидом Жунько. Когда мы все осматривали ракетный корабельный комплекс класса «корабль-корабль» командир рассказал, что это американская система и очень хорошо себя зарекомендовала.
Затем прямо на баке корабля была установлена прямая связь через спутник с корабля в штаб ВМС Китая и включено выступление адмирала М. Ежеля.
Во второй половине дня был запланирован официальный прием на борту корабля. Прием планировался с рассадкой за столы, так как на пригласительной карточке в левом нижнем углу была сделана соответствующая пометка. Мы получили пригласительные карточки за два дня до прибытия корабля в Севастополь.
Перед началом приема мы беседовали в большом просторном помещении верхней палубы. Нам рассказали, что командир корабля — капитан 1 ранга Ли Юйцзе родился в 1962 году в провинции Шаньдун. Поступил на службу в ВМФ НОАК в сентябре 1981 года окончил Даляньскую (Порт-Артур) военно-морскую академию, затем Гуанчжоускую военно-морскую академию. Служил в военно-морском флоте помощником офицера связи, офицером связи сторожевого корабля, офицером связи эсминца, штабным офицером флотилии эсминцев, заместителем командира сторожевого корабля, заместителем командира эсминца, командиром корабля. В декабре 2000 года вступил в должность капитана корабля, в марте ему было присвоено звание капитана. Женат. Супругу зовут Ван Сюэфэн. Воспитывает дочь.
Ракетный эскадренный миноносец «Цин Дао» входит в состав Бэйхайской эскадры и базируется в Даляньской военно-морской базе, бывшей советской базе Порт-Артур.
Историческая справка. - ПОРТ-АРТУР — китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур, возник в 80-х годах ХIХ века на юге полуострова Ляодун. Китайское правительство решило построить на берегу Желтого моря бухты военно-морскую базу. Начатые фортификационные работы были сорваны Японо-китайской войной 1894–1895 гг. Потерпевший в ней поражение Китай уступил весь полуостров Японии, но почти сразу же получил его обратно в результате совместного протеста России, Германии и Франции.
Через два года (1898) Россия получила права на аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. В 1901 по проекту военного инженера К. Величко началось строительство Порт-Артурской крепости. На рейде встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). Главной задачей гарнизона и флота была защита русских владений в Китае от нападения японских войск.
9 февраля 1904 года японский флот внезапно атаковал Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на рейде без боевого охранения. Японские миноносцы повредили три русских корабля и заперли флот до прихода своих главных сил в гавани Порт-Артура. 13 апреля погиб флагманский броненосец “Петропавловск”, а с ним и командующий русским флотом С.О. Макаров. Русская эскадра до 10 августа несколько раз пыталась выйти в море, но все время сталкивалась с японским флотом и возвращалась обратно. 19 августа начался штурм крепости. Потеряв за пять дней 20 тысяч солдат (русская армия — около 6 тысяч), японцы смогли вклиниться на отдельных участках в линию обороны, не добившись серьезного успеха в целом. 2-й и 3-й штурмы, предпринятые соответственно 19–22 сентября и 3–31 октября, позволили войскам генерала Ноги захватить три русских укрепления. Но и это не дало осаждающим стратегического преимущества.
Лишь после 4-го штурма, проведенного 5 декабря, японцы, потеряв 8 тысяч человек, захватили господствовавшую над городом гору Высокую и начали обстрел запертой на рейде эскадры. 15 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко со всем своим штабом.
Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней. В борьбе за город японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. Заключенный после войны Портсмутский мирный договор аннулировал права России на город и передал их Японии. Срок аренды истек в 1923, но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию.
В августе 1945 город был захвачен советскими десантниками и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы.

Старший морского похода — командующий Бэйхайской эскадрой, контр-адмирал Дин Ипин родился в феврале 1951 года в Ханчжоу, провинция Чжэцзян. Он поступил на службу в ВМФ в марте 1968 года. После окончания Колледжа военно-морского командования и академии обороны НОАК служил в должности командующего артиллерией сторожевого корабля, заместителя командира, командира корабля, штабным офицером флотилии эсминцев, командиром отделения, начальником штаба военно-морской базы, ректором Гуанчжоуской военно-морской академии, начальником штаба Бэйхайской эскадры, заместителем командующего Бэйхайской эскадры.
В июле 1993 года получил звание контр-адмирала ВМФ, в декабре 2000 года вступил на должность заместителя командующего Цзинаньским военным округом НОАК и по совместительству командующим Бэйхайской эскадрой. Женат. Супругу зовут Лю Нинфэй. Воспитывает сына.
Когда были завершены все предусмотренные протоколом процедуры, гостей пригласили в кают-компанию. Среди приглашенных с украинской стороны - мэр Севастополя Леонид Жунько, командующий ВМС Украины адмирал Михаил Ежель, народный депутат Украины Виктор Заичко, начальник управления международных связей Севастопольской администрации Валерий Иванов и помощник мэра Андрей Мирошниченко.
Большая просторная кают-компания, с высокими потолками, накрыты два стола. Центральный — для посла, китайского и украинского адмиралов, мэра Севастополя и дипломатов из посольства КНР в Украине, второй — для командования кораблем и гостей из Севастополя.
Бросилась в глаза, сервировка столов. Все очень миниатюрное: чашечки, подставочки, маленькие супницы и тарелочки, белоснежная скатерть и салфетки. У каждого прибора стоит бейджик, на котором на китайском и русском языке была написана фамилия обладателя счастливого места. Тогда я первый раз увидел, как пишется фамилия Иванов на китайском языке.
Главный стол украшал внушительных размеров фазан, сделанный из теста и овощей и установленный на большом позолоченном подносе. Вообще это было потрясающее зрелище, в натуральную величину большое пернатое, с перьями красовалось на праздничном столе как чучело. Когда приглашенные зашли в кают-компанию мы все были удивлены, увидев «живого» фазана на столе. Представьте, на банкетном столе стоит настоящая птица, это позже мы узнали, что она искусственная. Вообще подобное я наблюдал в ресторане «Лесной», что расположился на живописном берегу озера Караголь под Ялтой.
Экзотический ресторан в своем меню имел различную птицу, включая и фазана. Небольшой запеченный фазан подавался на подносе с углями в жаровне, и это зрелище запомнилось мне надолго. Но вот увидеть фазана в натуральную величину, да еще на китайском корабле — мне такое в голову даже не могло придти.
На обоих столах кают-компании китайского корабля было много цветов и множество тарелочек мисочек блюдец, и все они были чем-то заполнены. Позже нам рассказали, что обед включал 26 блюд разного наименования, и все это нам предстояло попробовать. Напротив каждого участника стояло меню на китайском языке.
Китай — одна из самых самобытных стран мира, но встреча с китайцами связаны с некоторыми психологическими нагрузками. Китайцы — очень веселые, душевные и сообразительные люди, но их представления о правилах хорошего тона во многом не совпадают с нашими. Отношение к гостям всегда очень уважительное и доброе.

Шанхай – деловая столица Китая

Во время деловых встреч или приемов китайские участники очень внимательны к двум вещам: соблюдения формальностей приема и сбору информации относительно предмета обсуждения, а также партнеров по переговорам.
Важным элементом любых встреч с участием китайцев есть формирование "духа дружбы". Причем "дух дружбы" для них вообще имеет очень большое значение, что в значительной степени обусловлено китайскими культурными традициями и ценностями. "Дух дружбы" китайцы, по сути, отождествляют с хорошими личными отношениями. При этом желательно не забывать, что во время приветствий при обмене рукопожатиями (оно принято в Китае), сначала жмут руку наиболее высокопоставленного лица.
Китайцы, при проведении различных встреч довольно четко разграничивая отдельные этапы: знакомство, первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап переговоров. На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения, отношениям внутри делегации.
Но вернемся к нашему столу с фазаном.
Как всегда, оригинальничал командующий ВМС Украины адмирал Михаил Ежель. Не сильно разбираясь в протокольных делах, он, как «хозяин» громко все комментировал. Порой мне было стыдно за нашего адмирала, так как он, как и я оканчивал Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С.Нахимова, а выпускники этого уважаемого в Советском Союзе ВУЗа всегда отличались тактом и высокой эрудицией.
Многовековой опыт развития цивилизации позволил человечеству выработать важнейшие правила и нормы поведения людей при общении друг с другом. Эти правила в наиболее сконцентрированном виде представлены в международном этикете. Понятие этикета неразрывно связано с этикой – наукой о морали, нравственных и духовных принципах, которыми человек руководствуется в жизни. В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. К сожалению, многие наши руководители и военные начальники часто забывают об этом, неумело ведут себя во время переговоров, приемов и деловых встреч, ставя себя и партнера в сложное положение. И таких примеров за мои почти пятнадцать лет работы в Севастопольской государственной администрации было очень много.
Известно, что официальные приемы являются одним из видов дипломатического протокола и стали неотъемлемой частью сегодняшнего дня. Первым во время приема официальную речь произносит хозяин приема, с ответной речью обычно выступает главный гость. Остальные присутствующие от каких-либо публичных выступлений на приемах воздерживаются.
Характер речи, ее содержание и стиль зависят от уровня, на котором проводится прием, и по поводу которого его устраивают. Начинают официальную речь с приветствия в адрес главного гостя, затем кратко и в понятной форме излагают соображения по поводу случая, в связи с которым организован прием. Завершают речь пожеланием здоровья главе иностранного государства и главному гостю, процветания стране и счастья ее народу.
Речи в течение приема обычно произносят один раз, но бывают и исключения. Однако злоупотреблять за столом официальными речами не следует, как не следует произносить и слишком длинные речи.
Но, к великому сожалению, командующий ВМС Украины адмирал М. Ежель, очевидно, ничего этого не знал и прямо с порога начал задавать глупые вопросы.
- А зачем птица на столе ? — громко спрашивает украинский адмирал.
Отметив «повышенный интерес» главкома ВМС Украины к пернатым, китайский адмирал не растерялся и отвечает: — Это мой подарок Вам и вашей жене.
- Что - живой фазан ? — недоумевает Ежель.
- Да он же не живой, это такое блюдо, приготовленный китайским поваром в подарок украинскому адмиралу! — поясняет китайский адмирал.

Ежель, естественно, не ожидал такого поворота событий и с удивлением начал разглядывать свой «подарок». Действительно, работа была выполнена великолепно, с китайской скрупулезностью. Даже глаза у фазана были как живые. Надо отметить, что китайские повара и кулинары умеют преподносить гостям подобного рода сюрпризы.

- Кто это сделал ? — не отставал украинский адмирал.
Ему ответили, что это такая китайская традиция и протокольная часть всех официальных мероприятий.

- И все же, кто сделал фазана? — напирает М.Ежель.

Гости продолжали стоять, за столы так никто и не садится, все ждут, когда сядут главные действующие лица. Но Ежель продолжал упорствовать и потребует, что бы в кают-компанию привели повара, который сделал фазана.
Мне тихонько пришлось напомнить украинскому адмиралу, что протокольная часть мероприятий до неприличия затянулась, и пора принять приглашение китайского адмирала и сесть за стол.
Но Ежель не унимается.
- Приведите сюда повара — требует украинский адмирал. Командир китайского эсминца капитан 1 ранга Ли Юйцзе через переводчика объяснил Ежелю, что повар не имеет права заходить в офицерскую кают-компанию, его место по боевому расписанию на камбузе.
Но Ежель не отступает и снова обратился к китайскому адмиралу — Дайте команду, что бы пришел повар — я разрешаю !
Китайцы мудрые и тактичные люди. Пришел повар. Ежель подходит к нему и пожимает руку, благодарит за хорошую работу.
- Какое у тебя звание ? - спрашивает у повара Ежель, по-барски похлопывая китайца по плечу. Перепуганный матрос, увидев командира корабля, да еще и китайского адмирала вообще слова вымолвить, не может. Ему помогает капитан 1 ранга Ли Юйцзе и называет звание матроса.
Оказывается звание повара, что-то вроде нашего старшего матроса и служит он по второму году.
И тут Ежель, пренебрегая элементарным приличиям протоколу и субординации говорит: - Присваиваю тебе звание старшины !. Когда украинский переводчик перевел слова на китайский язык — присутствующие замерли.
Затянувшаяся секундная пауза показалась часом. Представьте себе, что на территории иностранного государства ( такой является военный корабль КНР в иностранном порту), в присутствии Чрезвычайного и полномочного посла Китая в Украине и командующего Северным флотом Китая, украинский адмирал присваивает звания старшины представителю иностранного флота.
По-моему, в международной практике такое случилось впервые. Естественно, это говорит не только о низком знании международного этикета и военно-морского протокола, это говорит об элементарной бестактности украинского адмирала.
Повторю, что китайцы мудрые и тактичные люди. Видя, что Ежеля уже «понесло», контр-адмирал Дин Ипин говорит: «Хорошо, как только мы прибудем в Китай, я рассмотрю просьбу командующего украинскими ВМС и, если по годам службы повар соответствует присвоению звания, я подпишу такой приказ».
«Нет, присваивайте прямо сейчас, я требую», - не унимается Ежель. Опять пауза. До неприличия стыдно, еще не начался официальный прием, а уже такой конфуз. Я смотрел на посла Ли Гаобанга, он стоял весь красный как варенный рак, но повлиять на ситуацию не мог.
В который раз китайский адмирал идет на уступку и говорит, что он присваивает повару очередное воинское звание. Казалось, инцидент исчерпан, да не тут то было.
«Хорошо, - говорит Ежель, - несите погоны !» Где взять новые пагоны ? Не знаю с кого сняли погоны, но через несколько минут они были доставлены в кают — компанию и украинский адмирал М. Ежель надел их на насмерть перепуганного китайского повара.
Наконец «протокольная увертюра» украинского адмирала была завершена, и все начали рассаживаться за столы.
За центральным столом расположились Ли Гиобанг — Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в Украине, Ван Чун Юань — супруга посла, контр-адмирал Дин Ипин — командующий флотом ВМФ НОАК, старший полковник Лу Юн Пин — военный атташе посольства КНР в Украине, старший капитан 1 ранга Хао Юанвин — заместитель командующего флотом ВМФ НОАК, капитан 1 ранга Ли Юйцзе — командир корабля, кап. 2 ранга Гуан Жигиан — начальник протокола, главнокомандующий ВМС Украины адмирал М. Ежель, председатель Севастопольской администрации Л. Жунько и Виктор Заичко.

Я подумал, что если сейчас Ежель потребует, что бы за стол посадили и новоиспеченного старшину-повара китайского корабля, то точно произошел бы международный скандал.

За вторым столом сидели старшие офицеры командования корабля и штаба похода. Сидящий рядом со мной старший помощник командира позже рассказал, что китайский корабль уже полгода находится в море, прошел три океана, посетил 10 стран, провел ряд совместных учений и вот теперь, обойдя Африку, зашел в Средиземное и Черное море.
Китайские моряки очень гостеприимны. Нам подали на обед, где-то не менее 20 блюд. Из своего опыта я знал, что если гость не готов попробовать предлагаемое экзотическое блюдо, нельзя отказываться демонстративно.

Надо попытаться съесть хотя бы маленький кусочек, а остальное смешать на тарелке.
Помню тогда мы ели соус из лягушек, печень какого-то экзотического животного, суп из змеи и другие вообще неописуемые блюда. Подача супа к столу — сигнал того, что обед близится к завершению. Гость должен встать из-за стола первым.
Основной напиток китайцев — рисовая водка (крепостью 55 градусов), очень популярно красное вино каулиян. Азия — церемониальна, поэтому в Китае приняты тосты, но чокаться не обязательно.

Если же чокаются, то, соблюдая старое правило: младший должен чокнуться верхней частью своего бокала о ножку бокала, который поднимает старший, тем самым, показывая, что он ставит себя ниже сотрапезника. Разливающий напиток должен наполнять чужие бокалы до краев, иначе это будет выглядеть как неуважение. Чокаясь, произносят "пан кей", что соответствует русскому "пей до дна", а в переводе с китайского — "чтобы река обмелела".
К счастью, прием прошел очень организовано. Ежель больше не выступал, очевидно, увлекшись блюдами китайской кухни и рисовой водки. После традиционных выступлений должностных лиц состоялся традиционный обмен подарками. Помню, мне подарили перьевую китайскую ручку в виде матроса в бескозырке.

Я уже раннее рассказывал, что нас с моей супругой Нелли и семьей Чрезвычайного и полномочного посла Китая в Украине г-на Ли Гиобанга связывала настоящая дружба. Китайцы любили Крым, несколько раз приезжали в Ялту на отдых и частенько неофициально заезжали к нам.
Чрезвычайный случай произошел позже. После окончания приема на корабле Посол с супругой прибыли в гостиницу «Украина» и легли отдыхать. Ночью, супруге посла Ван Чун Юань стало плохо. Все признаки отравления, рвота, боль в области желудка, температура. Что делать ?. В 3 часа ночи у нас дома раздается звонок, звонит сам посол и просит помощи. Мы, естественно, с Нелли одеваемся и приезжаем в гостиницу. Супруге посла совсем плохо, вся зеленная и постоянно извиняется за причиненные неудобства.
Звоню домой начальнику управления здравоохранения города Анатолию Токареву. Тот не задумываясь, говорит, вызывайте скорую и доставьте больную в инфекционную больницу. Кто хоть раз бывал в нашей инфекционной больнице, тот, несомненно, надолго запомнит это.

Но выбора нет, отправляем жену посла с охранником в больницу. Нелли сопровождала больную. Ночью в больнице переполох, иностранка, да еще не простая, в наши «комфортные» условия. Правда, положили не в общую палату, отвели отдельную, охранник у входа, Нелли постоянно находилась с супругой посла. Оказали первую помощь, почистили желудок, сбили температуру. К утру больная, наконец, уснула. К 8 00 в больницу прибыл А.Токарев, ознакомившись с историей, сделал заключение — сильное пищевое отравление.
Утром в больницу приехал и посол, посовещавшись, решили отправить больную Ван Чун Юань немедленно в Киев. Так и сделали.
Наутро по городу поползла сплетня, что жена китайского посла так напилась на банкете, что попала в инфекционную больницу на промывание. Замечу, что за все время нашего знакомства госпожа Ван Чун Юань ни разу не выпила даже сухого вина. Но газетчики умеют делать сенсации…

Потом были продолжены переговоры, завершившиеся подписанием договора о продаже бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Варяг».

На снимке ТАКР «Варяг» под подвесным мостом «Фатиха» проходит пролив Босфор. Мост назван именем завоевателя Стамбула Султана Мехмеда Фатиха. Высота моста над уровнем моря составляет 64 м., пространство между транспортёрами моста1090 м., длина 1510 м., ширина 39 м.; славится как один из крупнейших мостов (6) мира. Мост Фатиха был построен японскими строителями (130 млн. $). Ежедневно по мосту проезжает более 150 000 транспорта, около 500 000 пешеходов. Проезд платный.

Справка: Советский тяжелый авианесущий крейсера (ТАКР) «Варяг 6 декабря 1985 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 106), спущен 25 ноября 1988 года, но в 1992 году приостановлен строительством и законсервирован. Водоизмещение: полное 70 500, стандартное 55 000 т; длина З04,5 м, ширина 38 м (полетной палубы 75 м), осадка 10,5 м. Мощность ПТУ 4 x 50 000 л,с.; скорость хода максимальная: 32, экономическая 18 уз; дальность плавания экономическим ходом 8000 миль. Вооружение: 12 ПУ 4К-80 ПКРК "Гранит", 4 х 6 ПУ ЗРК "Кинжал" (192 ракеты), 8 ПУ "Кортик", 6 x 6 30-мм орудий АК-630М, 2 x 10 РБУ-12000,
24 самолета и 42 вертолета.
В марте 1998 года недостроенный корабль был куплен компанией "Chong Lot Tourist and Amusement Agency" , базирующейся в португальской колонии Макао, за 20 миллионов долларов. Официально сообщалось о планах переоборудования крейсера в казино, однако имелись данные о том, что на самом деле за сделкой стоит китайское правительство. Преодолев сопротивление Турции, не желавшей выпускать авианосец из Черного моря, китайцы в конце октября 2001 года начали перевод корабля на Дальний Восток. В марте 2002 года крейсер прибыл в китайский порт Далянь (Дальний р-н Порт-Артура), где и находится в настоящее время.

 

   

    Статьи

    Книги

    Труды

    Авторские права

    Научно исследовательская работа

    Международная деятельность

    Контакты

"Тайны Севастополя" Серия из 6 книг ,посвящена 225-летию со дня основания города-героя Севастополя.
 Серия представлена книгами самых разнообразных жанров, от исторических и научно-исследовательских до мемуаров и воспоминаний дипломатов.
  Читателям представлена уникальная возможность впервые ознакомиться с ранее закрытыми или вообще запрещенными к публикациям темами из истории Севастополя и Черноморского флота.

 

 

Как купить 

 

 Реклама:

©2013 Иванов В.Б.  Все права защищены