Трагедия Катыни 2
19.04.2010 12:25:07
После
опубликования статьи «Горькая правда: Кто сжег Хатынь ?», ко
мне обращаются люди с просьбой написать новую статью, и даже
дают ее название «Горькая правда Катыни».
В ближайшее время я это сделаю.
А пока о трагедии под Смоленском.
На днях ForPost поместил статью Дмитрия Зеркалова «Бог
наказал политического авантюриста и русофоба Качиньского».
Не скрою, она меня огорчила. Не прошло и девяти дней,
многомиллионный польский народ скорбит, страна пребывает в
трауре, президенты России, Украины и целого ряда других
государств присутствовали на похороны, а мы в это время
проводим «разборки».
Естественно, Дмитрий Зеркалов имеет право на высказывание
своих мыслей, но, на мой взгляд, это было сделано не совсем
тактично.
Вообще, популярность в Польше президента Качиньского отчасти
основывалась на его популистской политике, в том числе
жесткой позиции в борьбе с преступностью и коррупцией, и
сильном национализме, который, однако, иногда становился
причиной конфликтов с другими европейскими странами.
Действительно, президент Качиньский стремился к созданию
тесных связей с США и был активным сторонником планов
Вашингтона по размещении элементов системы противоракетной
обороны на территории Польши – проекта, против которого
решительно выступала Россия. Об этом написано уже много.
Пока хотел поделиться мыслями о трагедии под Смоленском.
На эту тему ниже представлена статья (в сокращенном
варианте), помещенная в Интернете.
Место смерти
И взор мой вперился в метельный туман,
Так сокол, в пустынную даль залетевший,
Застигнутый бурей, к земле не поспевший,
Глядит, как бушует под ним океан,
Не знает, где крылья на отдых он сложит,
И чует, что смерть отвратить он не может.
Адам Мицкевич. "Дзяды. Дорога в Россию".
Перевод Вильгельма Левика
Катастрофа, обезглавившая Польшу, еще долгие десятилетия
будет предметом конспирологических теорий. С трагедиями
подобного масштаба иначе и не бывает.
Список лидеров, погибших в авиакатастрофах, открывает
премьер-министр Швеции Арвид Линдман, чей самолет потерпел
аварию при взлете в декабре 1936 года, продолжают глава
польского правительства в изгнании генерал Владислав
Сикорский, самолет которого в 1943 упал в Средиземное море
сразу после взлета из Гибралтара, генеральный секретарь ООН
Даг Хаммаршельд (1961), премьер-министр Югославии Джемал
Биедич (1977), президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера (май
1981), влиятельнейший политик Панамы генерал Омар Торрихос
(июль 1981), президент Мозамбика Самора Машел (1986),
президент Пакистана генерал Зия-уль-Хак (1988), президент
Македонии Борис Трайковский (2004)... В каждом из этих
случаев есть почва для версий о заговоре. Ни одно из этих
дел по-настоящему не закрыто. И чем больше проходит времени,
тем все более хитроумными становятся версии.
В деле о гибели польской правительственной делегации не
должно остаться никаких недомолвок и двусмысленностей – для
России это дело чести.
Хронология смоленской катастрофы поразительна.

По данным независимого агентства Aviation Safety Network,
ТУ-154М с польской делегацией на борту потерял управление и
рухнул наземь 10 апреля в 10:50 по местному (московскому)
времени. BBC со ссылкой на МЧС РФ сообщила, что это
произошло в 10:56. (Сайт самого МЧС в субботу и воскресенье
был недоступен.) "Эхо Москвы" в своем 11-часовом выпуске
новостей, еще не зная о несчастье, в 11:06 сообщило, что Лех
Качиньский посетит Катынский мемориал.
В 11:37 первую информацию о катастрофе со ссылкой на
источник в МЧС передало РИА "Новости", причем в сообщении не
было ни информации о том, что это за самолет, ни данных о
жертвах. В 11:42 то же агентство сообщило, что под
Смоленском погибли 87 человек. А спустя две минуты в новой
депеше РИАН было уже не только имя Качиньского, но и версия
о том, что самолет "зацепился за деревья", - ее огласил в
Варшаве пресс-секретарь польского МИДа Петр Пашковский.
Откуда у него такая информация, понять трудно; всего
вероятнее, от местной смоленской администрации.
В 11:59 на ленте РИАН появилось известие – со ссылкой на
пресс-службу Кремля - о том, что Дмитрий Медведев
проинформирован о случившемся. А в 12:05 на сайте президента
России – что Медведев проинформирован и распорядился
учредить госкомиссию по расследованию причин катастрофы во
главе с Владимиром Путиным.
Таким образом, высшие должностные лица России проявили
небывалую оперативность. Через час с минутами после
катастрофы уже было принято решение о госкомиссии и ее
председателе. Не менее стремительно продвигалось
расследование.
В 12:44 РИАН опубликовало сообщение о том, что причиной
катастрофы стала "ошибка экипажа во время посадочного
маневра", но в чем она заключалась, "источник в силовых
структурах Центрального федерального округа" не уточнил.
В 13:15 РИАН сообщает, что, по словам официального
представителя прокуратуры Марины Гридневой, самолет
Качиньского, "по предварительным данным", разбился,
"зацепившись за верхушки деревьев при заходе на посадку в
условиях плохой видимости из-за сильного тумана".
В 15:20 найден один из "черных ящиков".
Ровно через час появляется версия о том, что пилоты не
послушались диспетчеров, которые из-за тумана направляли их
на посадку в Москву или Минск (по другой версии – Минск или
Витебск), и решили садиться все-таки на военном аэродроме
Смоленск-Северный, где нет противотуманного навигационного
оборудования. Эта информация исходила от пресс-секретаря
губернатора Смоленской области Андрея Евсеенкова, причем
РИАН опубликовало ее со ссылкой на "Газету выборчу".
Прошло еще около двух часов, и версию о непослушании экипажа
президентского борта подтвердил первый заместитель
начальника Главного штаба ВВС России генерал Алешин. "Это не
противоречит практике, - утверждает Алешин. - Окончательное
решение на принятие на посадку или на убытие на запасной
аэродром принимает командир экипажа".
В 21:36 РИАН сообщило, что на совещании в оперативном штабе
глава Минтранса Левитин сказал: "Мы нашли два самописца на
месте, но ничего не трогали до приезда наших коллег (из
Польши – уточняет агентство)".
Однако еще через четыре минуты поступили новые сведения: на
том же совещании глава СКП Бастрыкин заявил: "Изъятая запись
переговоров подтверждает, что самолет... пошел на посадку
несмотря на рекомендации российской стороны". Сообщение о
прибытии на место катастрофы польских экспертов поступило на
ленту в 22:47.
11 апреля в 03:05 агентство REGNUM опубликовало интересное
заявление главы Минтранса Левитина. "По мнению некоторых
экспертов, - сказал он, - пилоты сами не решились бы
приземляться в таких условиях. Вероятно, они могли пойти на
нарушение инструкций из-за давления высокопоставленных
пассажиров".
Эту версию еще накануне, в 16:25, высказал обозреватель РИАН
Дмитрий Бабич, фактически заявивший, что в катастрофе
виноват порочный политический курс покойного президента:
"Эта трагедия высвечивает одну из главных проблем в наших
отношениях – гонор, игру политических амбиций. Требуя
посадки именно в Смоленске, а не в Минске, польский
президент, возможно, не хотел хоть в чем-то воспользоваться
гостеприимством белорусского президента Александра
Лукашенко, которого часто критиковал за недемократическое
поведение и потакание "имперским амбициям" Москвы".
По данным «РИА Новости», в авиакатастрофе вместе с
президентом и его супругой погибли глава польского
центробанка Славомир Скшипек, омбудсмен Януш Кохановский,
глава фракции в парламенте Гражина Гесичка, глава польского
правительства в изгнании в 1989–1990 гг. Рышард Качоровский,
заместитель спикера Ежи Шмайдзинский, глава канцелярии
Владыслав Стасяк, глава Национального бюро безопасности
Александр Щигло, замминистра иностранных дел Анджей Кремер,
начальник генштаба Польской армии Франтишек Гонгор, директор
Института национальной памяти Януш Куртыка, министры в
канцелярии президента Павел Выпых и Мариуш Хандзлик, генсек
польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества
Анджей Пшевозник, известные депутаты сейма Пшемыслав
Госевский, Збигнев Вассерман, Иоланта Шыманек-Дереш и
Изабелла Яруга-Новацка. Всего погибли 15 депутатов сейма и
сенаторов, а также шесть высших представителей Войска
польского.
* * *
Я не комментирую статью и не выдвигаю никаких версий. Этот
ряд фактов и газетных публикаций выстроен исключительно для
истории.
На фоне общей для обеих стран трагедии в Польше нашлись
люди, которые решили накалить и без того не самые простые
русско-польские отношения: издания Rzeczpospolita и Nasz
Dziennik в один голос заявили, что российская сторона могла
воспользоваться падением самолета Леха Качиньского и изъять
из обломков лайнера многие секреты польского командования.
В своих размышлениях на тему того, могли ли на деле русские
спецслужбы присвоить себе какие бы то ни было польские
секреты из обломков президентского Ту-154, журналисты обоих
изданий приходят к выводу, что могли. Причем, тон публикаций
газет говорит о том, что российская сторона именно так и
сделала.
В частности, Rzeczpospolita, основываясь на своих домыслах,
приходит к выводу, что президент Польши и вся его свита,
состоящая из чиновников и почти всего высшего командования
польского Генштаба, в любом случае взяли с собой телефоны,
какие-то документы, содержащие секретную информацию, и
ноутбуки. Русские спецслужбы, по мнению журналистов,
скопировали часть информации с найденных среди обломков
самолета носителей информации, прежде чем передать их
польской стороне.
Между тем, Nasz Dziennik по средствам интервью с
представителями радикальной политической элиты страны
«чужими» устами обвиняет Россию в обмане, хотя результаты
расследования и экспертизы черных ящиков еще не
обнародованы. В этом свете особенно показательным является
интервью издания с Артуром Гурским, представляющим партию
«Право и Справедливость». В беседе от депутата польского
Сейма досталось не только российским спецслужбам и
премьер-министру РФ Владимиру Путину, но и его польскому
коллеге Дональду Туску.
«Я практически уверен, что россияне нас обманывают. Мы,
конечно, пока опираемся лишь на некоторые обстоятельства и
обрывки информации. Однако у российской стороны уже нет
сомнений, что в катастрофе виновен пилот, который мог
совершить ошибку, или даже сам президент Лех Качиньский,
который слишком настойчиво хотел принять участие в катынских
мероприятиях. - заявил Гурский. - При этом если собрать
вместе всю поступающую информацию, можно, хоть и без
стопроцентной уверенности, сказать, что Россия в некотором
смысле ответственна за эту катастрофу, за эту новую Катынь»,
- подчеркнул политик.
На днях журнал «Тайм» сделал предположение, что гибель
президента Польши в авиакатастрофе на Западе России послужит
толчок к новому кругу взаимных обид.
В свою очередь газета «Нью-Йорк таймс» заявила в понедельник
12 апреля, что трагедия под Смоленском «может привести к
напряжению» в отношениях Польши с Россией.
Известный российский политолог глава фонда «Индем» Георгий
Сатаров полагает, что адекватная реакция на эту трагедию
руководства страны и искреннее выражение сочувствия огромным
количеством простых россиян – например, тех, что в эти дни
усыпали цветами польское посольство в Москве, – должно
способствовать примирению двух государств-соседей.
«Если поляки будут полностью удовлетворены результатом
расследования, которое проведет по факту авиакатастрофы
российская комиссия, если будет отдана подобающая дань
уважения погибшим во время нынешней трагедии под Смоленском,
то велика вероятность, что все это станет важным шагом на
пути нормализации отношений между Москвой и Варшавой», –
прогнозирует директор Московского Центра Карнеги Дмитрий
Тренин.
До настоящего момента российские власти, как считает
аналитик, сделали «все, что в их силах», чтобы максимально
содействовать ликвидации последствий трагических событий под
Смоленском, произошедших 10 апреля 2010 года.
Однако у поляков остается много вопросов по Катыни, которые
премьер Владимир Путин не снял встречей со своим коллегой
Дональдом Туском.
А значит, от российского руководства потребуются новые шаги,
связанные с юридической реабилитацией расстрелянных польских
граждан и обнародованием всех архивных материалов по этому
делу. Как все было на самом деле - следующая статья.
|
|
Статьи
Книги
Труды
Авторские
права
Научно
исследовательская работа
Международная
деятельность
Контакты
Гостевая книга
"Тайны Севастополя"
Серия из 6 книг ,посвящена 225-летию со дня основания
города-героя Севастополя.
Серия представлена книгами самых разнообразных жанров, от
исторических и научно-исследовательских до мемуаров и
воспоминаний дипломатов.
Читателям представлена уникальная возможность впервые
ознакомиться с ранее закрытыми или вообще запрещенными к
публикациям темами из истории Севастополя и Черноморского
флота.

Как купить 
return_links();
?>
|