История создания ЧВВМУ 1937-1941 гг.
Продолжаем публикацию материалов из готовящегося к печати
энциклопедического издания « ЧВВМУ им. П.С.Нахимова История.
Люди. События»
Печатается с сокращениями.
Глава 1. Из истории создания училища. 1937-1941 гг.
История создания в Севастополе специализированных
военно-морских учебных заведений связана с годами Первой
мировой войны. Тогда, перед войной, царское правительство
наметило создать Морской кадетский корпус в качестве одной
из мер ликвидации острой нехватки офицерских кадров после
поражения России в войне с Японией в 1904–1905 годы.
Место постройки здания кадетского корпуса было выбрано на
юге России в Главной базе Черноморского флота — Севастополе,
славная история которого была неразрывно связана с
незабываемыми подвигами черноморских моряков, а постоянное
наличие там боевого флота делало его особенно благоприятным
для успешного воспитания морских офицеров.
Строительство предполагалось закончить к осени 1917 года, но
после Февральской буржуазно-демократической революции в
России оно прекратилось.
Однако 20 октября 1919 года в Севастополе был открыт Морской
корпус, куда зачислили воспитанников Петроградского морского
училища, отдельных гардемаринских классов и юношей,
изъявивших желание получить военно-морское образование. Его
создателем и душой был лейтенант Н.Н. Машуков, в последующем
дослужившийся до звания контр-адмирала. Директором Морского
корпуса был назначен контр-адмирал С. Н. Ворожейкин.
Первый выпуск слушателей состоялся летом 1921 года, но уже в
тунисской Бизерте. Это последнее учебное заведение
императорской России закрылось 25 мая 1925 года.
За это время его окончили 300 человек.
После окончания Гражданской войны на юге России предстояла
большая работа по возрождению военного флота, и в первую
очередь Черноморского. В декабре 1920 года было сформировано
его командование. Начальником морских сил Черного моря стал
Э.С. Панцержанский. В 1920 году на Черном море был создан
учебный отряд, а 18 апреля 1931 года приказом Реввоенсовета
СССР № 334 в Севастополе было создано училище береговой
обороны Военно-морских сил РККА.
В июле 1934 года в честь 15-летия комсомола Украины училище
стало называться Военно-морское училище береговой обороны
им. Ленинского Коммунистического Союза молодежи Украины, с
июля 1940 года — Военно-морское училище береговой обороны
им. ЛКСМУ. Размещалось училище в зданиях старых флотских
казарм на территории современного Учебного отряда ЧФ им.
Ф.С.Октябрьского.
В конце тридцатых годов в связи с обострением международной
обстановки и стремительным нарастанием угрозы войны
советское государство вынуждено принять неотложные меры по
повышению своей обороноспособности.
Строились новые и реконструировались старые предприятия
оборонной промышленности. Высокими темпами развивалось
самолетостроение, производство танков и строительство
военных кораблей различных классов. Но для решения сложных и
важных задач обороны морских границ Родины Военно-Морскому
Флоту требовались не только новые корабли, авиация,
береговая и зенитная артиллерия. Быстрый рост флота вызывал
острую потребность в командных кадрах, беспредельно
преданных Родине, способных эффективно использовать оружие и
боевую технику.
1. История создания 2-го военно-морского училища
На основании Постановления СНК СССР о расширении сети
военно-учебных заведений народный комиссар обороны СССР 1
апреля 1937 г. издал приказ за № 035. В приказе говорилось:
«Сформировать в г. Севастополе Военно-морское училище по
подготовке командных кадров для кораблей и частей флота.
Вновь сформированному училищу присвоить наименование «2-е
военно-морское училище».
Для строительства нового училища выделялась территория —
более 50 гектаров между бухтами Стрелецкой и Песочной. Это
был пустырь, где, кроме учебной береговой артиллерийской
батареи казематного типа, построенной перед Первой мировой
войной, никаких строений не было.




Береговая батарея № 14, стационарная, долговременная,
открытая, моноблочного типа, была построена в 1914 году и
воору¬жена четырьмя орудиями 152-мм калибра системы «КАНЭ» с
целью обороны морской крепости Севастополь от нападения
надводных кораблей противника. Одновременно батарея
использовалась как учебная батарея, на материальной части
которой курсанты отрабатывали практические навыки. Пушки
системы «КАНЭ» предназначались для использования на кораблях
и берегу. Конструктор — Канэ. Разработана во Франции в конце
XIX века. Принята на вооружение в 1891 году.
В первую мировую войну береговая батарея № 14 вместе с
другими батареями крепости принимала участие в отражении
немецкого линейного крейсера «Гебен», обстреливавшего 29
октября 1914 г. форт «Константин» и порт Севастополь.
«Гебен», получив за время пребывания под огнем батарей три
попадания крупными снарядами, был вынужден отказаться от
продолжения выполнения боевой задачи.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции
батарея входила в состав береговой обороны главной базы
Черноморского флота. С 1934 года она служила в качестве
учебной батареи для курсантов Военно-морского
артиллерийского училища им. ЛКСМУ, впоследствии
награжденного орденом Красного Знамени за участие в обороне
Севастополя и переименованного в Высшее Краснознаменное
училище береговой артиллерии ВМФ.
В начале Великой Отечественной войны (июль— август 1941 г)
четыре 152-мм орудия береговой батареи №14 и вместе с
орудиями других береговых батарей были сняты и переброшены
на сухопутное направление для усиления обороны северной
части Крыма, а в августе—октябре 1941 года на ней были
установлены три 130- мм орудия. Перевооруженная на новую
технику, батарея вступила в строй в первых числах ноября
1941 года. Орудийные дворики для этих новых орудий были
оборудованы впереди бетонного блока.
Территорию береговой батареи и строящегося училища разделял
невысокий каменный забор, проходящий от уреза восточного
берега бухты Стрелецкая до северо-западной части бухты
Песочная.
Создать новое училище на голом месте — дело трудное.
Необходимо было решать одновременно ряд сложных проблем:
строительство учебных, жилых и вспомогательных помещений;
комплектование коллектива преподавательского и командного
состава, проведение набора курсантов.
Начальником создаваемого училища был назначен флагман 2
ранга Я. И. Озолин.
Под его руководством в июле 1937 г. началось строительство
училища, которое осуществляло строительное управление
Черноморского флота.
При создании военного училища учли целый ряд факторов:
удаленность от густонаселенных районов города, пересеченный
рельеф местности, умеренный климат, структуру береговой
черты, глубину бухт, наличие пляжной зоны и возможность
организации круговой обороны при десантировании с моря или
нападении наземного противника.
Училище расположилось на безымянном мысе между бухтой
Стрелецкой и бухтой Песочной, где и начали создавать военный
городок. По своему военно-стратегическому положению он
чем-то напоминал Херсонес, с трех сторон омываемый морем.
Береговая черта училища протянулась на целый километр с
востока на запад и далее на юг.
В низине, на месте бывшего болота с морской соленой грязью,
пользовавшегося в начале XX столетия популярностью у
севастопольцев, планировали создать спортивный комплекс со
стадионом. На этом месте в начале XX столетия было нечто
вроде мини-курорта. Здесь был единственный в городской черте
Севастополя песочный пляж, к тому же с морскими грязями.
Бухта имела глубину до 5 метров, гидродинамика ее была
такова, что намывались подводные мели с разницей глубин до
1-1,5 метра. Низменная часть пляжной зоны была обустроена
для отдыха и даже имела небольшой кинотеатр, в котором
показывали немые фильмы.
При строительстве училища пляжную зону разделили пополам и
отгородили ее забором. Большая заболоченная часть низины
отошла военным, небольшая прибрежная зона стала городским
пляжем. Затем болотистую местность засыпали землей.
Западнее, на возвышенности, возводилось два жилых
одноэтажных корпуса. Одновременно велись работы по закладке
фундамента первой очереди учебного корпуса, строительству
котельной и бани.
В конце июля 1937 г. началось комплектование училища
постоянным составом. Приказом по Морским силам РККА от 29
июля на должность помощника начальника училища по
учебно-строевой части был назначен капитан 2 ранга В. П.
Гаврилов.
Несколько позднее военкомом училища стал батальонный
комиссар А. Г. Зубков.
Военкомом первого курса был назначен старший политрук С. И.
Лощинин, помощником начальника училища по материальному
обеспечению — интендант 2 ранга И. Т. Багреев, начальником
специального морского и технического снабжения — воентехник
2 ранга П. Г. Березенко, начальником строевого отдела —
майор В. Н. Карпецкий.
Начальником курса стал капитан 3 ранга А. М. Соколов,
помощником начальника курса по учебно-строевой части был
назначен старший лейтенант Т.А.Рогов. Все они ранее
проходили службу в училищах им. М. В. Фрунзе и им. ЛКСМУ.
Командирами учебных групп стали выпускники Военно-морского
училища им. М. В. Фрунзе лейтенанты П.Н.Демин, Б.Н.Максимов,
М.Н.Моль, Н.И.Зоткин, М.М.Павловский, Н. А. Оныкий,
Г.Г.Андреев, Г.К. Никипорец, Д.И. Вяткин, В.В.Осипов,
Н.А.Сурис, С.П. Птахов.
На преподавательскую работу в училище прибыли интендант 1
ранга М. Ф. Ляскоронский, капитан 3 ранга П.В.Орлов,
интендант 2 ранга И.С. Цигельницкий, капитан-лейтенант
Л.А.Кононов, батальонный комиссар Ф.В.Никулин, воентехник 2
ранга Т.Т. Сенькин, старший лейтенант А.Д.Николаев,
лейтенант Т. П. Лисютин и другие. На должность начальника
учебно-планового отделения был назначен интендант 2 ранга
П.П.Рубцов. К декабрю 1937 г. комплектование училища
командирами и преподавателями, необходимыми для обучения и
воспитания курсантов первого курса, было в основном
завершено.
2. Первый набор
Первый набор в училище был проведен в конце июля – начале
августа 1937 г. Среди курсантов первого набора большинство
были комсомольцы, прибывшие в училище по призыву ЦК ВЛКСМ:
«Молодежь — в военные училища». Постепенно училище
обустраивалось. Проглядывались возводимые стены и фундаменты
будущих зданий. Жить приходилось в палатках, разбитых на
берегу моря, недалеко от береговой батареи. Но это не
поколебало курсантов. Они понимали, что училище строится, и
сами принимали участие в строительных работах.





С 13 августа началась первоначальная общевойсковая
подготовка курсантов в лагере Военно-морского училища им.
ЛКСМУ на Северной стороне. Из курсантов нового набора был
сформирован батальон четырехротного состава. Его возглавил
начальник строевого отдела училища майор В. Н. Карпецкий,
его помощником стал начальник курса капитан 3 ранга А. М.
Соколов, а начальником штаба батальона — помощник начальника
курса старший лейтенант Т. А. Рогов. Командирами рот были
лейтенанты П. Н. Демин, Б. Н. Максимов, М. Н. Моль, М. М.
Павловский.
Началась напряженная учеба. Молодые курсанты с комсомольским
задором постигали основы военно-морского дела, строевую
подготовку, устройство стрелкового оружия. Конечно, нелегко
было привыкать к военной службе, регламентированной
воинскими уставами.
Полуторамесячный лагерный период подходил к концу. Курсанты
получили необходимую первоначальную военную подготовку.
1 октября молодые воины покинули лагерь и возвратились в
училище, вернее на его территорию, ибо готовых для жилья
помещений еще не было. Разместились курсанты в палатках, а
затем — на пароходе «Очаков», который был поставлен в бухте
Стрелецкой.
На территории училища курсанты продолжали выполнять
программу первоначальной военной подготовки и принимали
участие в строительных работах. Одновременно шла подготовка
к принятию военной присяги.
И вот настал торжественный день 7 ноября. Курсанты были
построены в городе на площади III Интернационала (ныне
площадь Нахимова) для участия в параде в ознаменование 20-й
годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Перед парадом состоялся коллективный прием военной присяги.
Курсанты с замиранием сердца повторяли слова присяги, давая
клятву на верность Родине.
Начальник училища флагман 2 ранга Я. И. Озолин и военный
комиссар училища полковой комиссар А. Г. Зубков поздравили
курсантов с принятием присяги и пожелали им успехов.
9 ноября начался первый учебный год. Проводить занятия
приходилось на открытом воздухе и в недостроенных
помещениях. Однако жажда знаний, стремление стать
командирами Красного флота способствовали преодолению
трудностей. В свободное от учебы время курсанты с
энтузиазмом трудились на стройке. Появились среди них свои
каменщики, штукатуры, сантехники, электрики. Курсанты
первого набора вложили много сил, чтобы последующие
поколения имели лучшие условия для жизни и учебы.
Важным фактором в повышении качества учебного процесса
являлась методическая подготовка преподавателей,
направленная на овладение каждым из них методикой обучения и
воспитания курсантов. Часть преподавателей училища имела
достаточный практический опыт обучения и воспитания
курсантов, другая — таким опытом не обладала. Успешно
осуществляли такую учебу опытные педагоги: по высшей
математике — М. Ф. Ляскоронский, по навигации — А. М.
Соколов и П. В. Орлов.
Командование училища и руководство курсов проводили большую
работу по сплочению коллективов учебных подразделений.
Зимняя экзаменационная сессия в январе 1938 г. показала, что
курсанты успешно осваивают программный материал. Появились
первые отличники учебы и дисциплины.
Быстро летело время. Ускоренными темпами продолжалось
строительство училища. Курсанты с большим энтузиазмом
помогали строителям. Продолжалось и комплектование
преподавателями и командирами. В 1938 г. в училище прибыли
инженер-флагман 3 ранга Александр Петрович Гедримович — на
должность старшего преподавателя цикла кораблевождения,
капитан 2 ранга Константин Александрович Безпальчев — на
должность преподавателя технических предметов, капитан 2
ранга Август Андреевич Руль — на должность преподавателя
специальных предметов.
На должности командиров групп были назначены лейтенанты: А.
Н. Прибытков, М. И. Камаев, И. Г. Тесленко, Р. Я. Дмитрюк,
В. Г. Попов, младшие лейтенанты И. Ф. Стрельников, А. И.
Израилев, В. Ф. Сержин.
Первый исключительно трудный учебный год подходил к концу. В
конце мая начались экзамены. Несмотря на трудности,
связанные со становлением училища, курсанты показали хорошие
знания.
15 июня 1938 г. курсанты убыли на учебную практику на легкий
крейсер «Коминтерн».
В августе 1938 г. в училище был проведен второй набор.
К этому времени был построен палаточный лагерь и приняты
меры по его благоустройству. Командиром батальона нового
набора был назначен майор В. Н. Карпецкий. В период
организационного сбора молодые курсанты занимались строевой
подготовкой, изучали уставы, устройство стрелкового оружия и
участвовали в строительстве училища.
3. Строительство учебной базы
21 сентября 1938 г. в командование училищем вступил капитан
3 ранга П. А. Ипатов. В конце сентября 1938 г. закончился
начальный период обучения молодых курсантов. 1 октября
начался новый учебный год. На плацу училища состоялся
митинг. Начальник училища П. А. Ипатов и комиссар училища
полковой комиссар А. Г. Зубков поздравили курсантов и
преподавателей с новым учебным годом, поставили задачи по
дальнейшему улучшению организации службы и качества учебного
процесса, по укреплению воинской дисциплины.
Условия для учебы по-прежнему были трудными: учебный корпус
еще не вступил в строй, поэтому занятия приходилось
проводить в необорудованных подсобных помещениях.
Большим событием в жизни училища явился выход в свет в
октябре 1938 г. первого номера многотиражной училищной
газеты «Ленинец» (ответственный редактор газеты — политрук
Д. С. Калинин).
Подготовка к зимней экзаменационной сессии 1938/39 учебного
года совпала с важным событием. 3 января 1939 г. был
опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о
введении нового текста военной присяги и приведении к
присяге всего личного состава армии и флота. Указ был
встречен с большим воодушевлением. В училище состоялся
митинг.
23 февраля 1939 г., в день празднования 21-й годовщины
Красной Армии и Военно-Морского Флота, состоялось
торжественное принятие присяги. Первыми принимали присягу
командный и преподавательский составы. Затем по
подразделениям приняли присягу курсанты и краснофлотцы.
Годовые экзамены, прошедшие летом 1939 г., показали
возросший качественный уровень подготовки курсантов.
Увеличилось число отличников учебы, заметно повысилась
успеваемость по предметам социально-экономического цикла,
сократилось количество неудовлетворительных оценок.
1939 год явился важной вехой в становлении училища. Вступили
в строй учебный корпус, котельная, прачечная,
овощехранилище, два жилых двухэтажных корпуса, санитарная
часть. Водная станция в бухте Песочной и стадион находились
в стадии достройки. Создавалась и учебно-лабораторная база.
Оснащались материальной частью кабинеты минно-торпедного и
артиллерийского оружия, артиллерийской и торпедной стрельбы,
кораблевождения, связи и другие.
Совершенствованию учебно-лабораторной базы способствовала
организация в училище параллельных классов за счет курсов
ускоренной подготовки командно-начальствующего состава
Черноморского флота. Все кабинеты училища пополнились новой
аппаратурой, приборами, пособиями.
В 1939 г. при училище был создан дивизион учебных катеров
типов «Ярославец» и «Рыбинец». На катерах учебного дивизиона
курсанты проходили практику, отрабатывали вопросы
совместного плавания, боевые эволюционные сигналы, правила
предупреждения столкновения судов и другие. Дивизион
базировался в бухте Стрелецкой. Там же располагалась и
шлюпочная база училища, состоявшая из 6 гребных катеров и 24
шестивесельных ялов.
В том же году для обеспечения учебной практики курсантов из
состава кораблей Черноморского флота были выделены отряд
учебных кораблей, легкий крейсер «Коминтерн» и два
грузопассажирских теплохода — «Днепр» и «Нева». Летнюю
практику курсанты проходили в отряде учебных кораблей, а
также на катерах учебного дивизиона.
Перед летней практикой контингент курсантов значительно
увеличился. В соответствии с приказом народного комиссара
ВМФ в училище был переведен второй курс (морское отделение)
Военно-морского артиллерийского училища береговой обороны
им. ЛКСМУ. Прибывшие 110 курсантов были объединены в
отдельную роту под командованием старшего лейтенанта Л. С.
Лабутова.
1939 год ознаменовался еще одним важным событием в жизни
училища. Приказом народного комиссара ВМФ за № 241 от 25
июня Второе военно-морское училище было переименовано в
Черноморское военно-морское училище.
В июле 1939 г. был проведен новый (третий по счету) набор в
училище. По комсомольским путевкам прибыли посланцы
большинства союзных республик краев и областей нашей Родины.
Это был в то время самый большой набор (из 1000 кандидатов,
курсантами 1 курса стали 847 чел.).
1 сентября 1939 г. нападением на Польшу фашистская Германия
развязала Вторую Мировую войну. Курсанты внимательно следили
за развитием событий на Западе. Каждый курсант понимал
напряженность международной обстановки.
.jpg)




Вместе с тем училище готовилось к новому учебному году.
Однако, несмотря на прилагаемые усилия, строители не
успевали ввести в строй жилые помещения для курсантов 1-го
курса. Выход из создавшегося положения с помощью руководства
флота был частично найден. Три роты разместили в Камышовой
бухте, где курсанты жили и учились в двух казармах, а
остальным пришлось жить в палатках на территории училища до
глубокой осени, пока не вступило в строй жилое помещение.
1 октября 1939 г. третий учебный год начался по традиции с
построения всего личного состава по большому сбору.
Начальник училища капитан 2 ранга П. А. Ипатов поздравил
курсантов с новым учебным годом, пожелал им успехов в учебе
и укреплении воинской дисциплины, призвал к повышению
бдительности ввиду сложной международной обстановки.
4. Комплектование училища командным и педагогическим
составом
В ноябре 1939 г. началась советско-финская война. Это
наложило особый отпечаток на всю жизнь в училище. В связи со
значительным увеличением курсантского состава осенью 1939 г.
и в первой половине 1940 г. проводилось дальнейшее
комплектование училища командирами и преподавателями.
Зимняя экзаменационная сессия в феврале 1940 г. показала,
что по сравнению с зимней сессией 1939 г. качество учебы
курсантов улучшилось по всем показателям. В этом важную роль
сыграл напряженный труд командиров и преподавательского
состава.
Курсанты не только овладевали военными знаниями. Они с
увлечением и кипучей энергией брались за все, что помогало
их всестороннему развитию. К весне 1940 г. в училище
получили широкое развитие спорт, литературные кружки,
художественная самодеятельность, установились тесные шефские
связи с молодежью промышленных предприятий Севастополя и
учащимися школ.
Сборные команды по легкой атлетике, борьбе, боксу,
футбольная команда училища стали основными претендентами на
призовые места среди команд Черноморского флота. В пятой
спартакиаде флота футбольная команда училища вышла
победительницей и заняла первое место. Неоднократно
добивалась первенства и команда борцов, среди которых были
такие замечательные спортсмены, как Г. И. Шатворян, в
последующем дважды чемпион мира, восьмикратный чемпион СССР,
мастер спорта А. З. Дзгоев и другие. В соответствии с
приказом командующего Черноморским флотом № 13 от 26 февраля
1941 г. за первое место по боксу на спартакиаде флота
училищу был вручен приз Военного совета ЧФ «Серебряная
ваза».
Немалое внимание уделялось морской подготовке курсантов. В
большом почете было хождение на шлюпках, особенно под
парусом. Даже свежая погода не становилась препятствием.
Преподаватели морпрактики Л. А. Кононов, затем Н. М. Исупов,
командиры рот внушали курсантам, что необходимые качества
командира: смелость, ловкость, физическая закалка, глазомер
и, наконец, любовь к морю воспитываются, прежде всего, при
плавании на шлюпках, гребных катерах и баркасах. Следует
отметить, что большинство курсантов получили хорошую
подготовку по морской практике. Много внимания уделялось
обучению курсантов плаванию. А когда, хотя и не полностью,
была оборудована водная станция, стали регулярно проводиться
соревнования по плаванию между ротами и курсантами.
Энтузиастом обучения курсантов плаванию был мичман И. М.
Дико, рекордсмен по плаванию на марафонские дистанции.
Укреплялись и развивались шефские связи. Первыми шефами
училища были комсомольцы Орловской области. Особенно
активную работу вели курсанты среди учащихся подшефных школ.
В статье, опубликованной в газете «Красный черноморец»,
курсант А.И. Норинский рассказал, как эта работа была
налажена в школе № 27. В ней работали кружки по стрелковому
и военно-морскому делу, которыми руководили курсанты Н. Н.
Руденко и Ю. Л. Рябинин. Кружок военно-морской истории
возглавлял курсант В. А. Глебов. Он пользовался большим
авторитетом среди школьников. Учащиеся различных классов с
интересом слушали его рассказы о героическом прошлом
русского народа, об отечественных боевых кораблях. Курсанты
помогли создать школьный драмкружок, провели за полугодие
четыре совместных вечера художественной самодеятельности.
Многое было сделано для создания наглядной агитации в школе,
улучшения политико-воспитательной и культурно-массовой
работы среди учащихся. Большой популярностью в Севастополе
среди молодежи пользовался первый в истории училища
коллектив художественной самодеятельности «Цыганский
ансамбль» под руководством Н. В. Ивлева.
Сразу же после летней экзаменационной сессии во исполнение
распоряжения начальника ВМУЗ 254 курсанта первого курса были
откомандированы для дальнейшего продолжения учебы в Высшее
военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. В училище остались
593 курсанта первого курса.
В июне 1940 г. началась учебная практика курсантов всех трех
курсов. Часть из них проходила практику на эскадренных
миноносцах, в дивизионе учебных катеров, другие — на легком
крейсере «Коминтерн» и учебных кораблях «Нева» и «Днепр».
5. Перевод в разряд высших военно-морских училищ
Во время учебной практики курсанты узнали радостную весть: в
соответствии с Постановлением СНК СССР от 5 июля 1940 г. за
№ 963 приказом народного комиссара ВМФ № 294 от 10 июля 1940
г. Черноморское военно-морское училище переведено в разряд
высших. Оно получило наименование Черноморское высшее
военно-морское училище. Учебная практика на всех трех курсах
закончилась успешно.
12 июля 1940 г. народный комиссар ВМФ утвердил новый штат
училища, которым предусматривалось иметь личный состав:
командного состава — 156 чел., начальствующего — 133 чел.,
рядового — 101 чел., курсантов — 1800 чел., слушателей
параллельных классов — 100 чел.
Штатом вместо учебных циклов создавались кафедры. Их
вводилось 20, в том числе основ марксизма-ленинизма, морской
тактики, артиллерийского оружия, минно-торпедного оружия,
морской практики, службы наблюдения и связи, военно-морской
истории, военно-морской географии, электротехники,
математики, физики, теоретической механики, иностранных
языков, физической подготовки и другие. Кроме того,
вводились три отдельные дисциплины — военно-морской
организации администрации, сухопутной тактики и стрелковой
подготовки, технического черчения.
В августе 1940 г. в соответствии с Указом Президиума
Верховного Совета СССР «Об укреплении единоначалия в Красной
Армии и Военно-Морском Флоте» приказом народного комиссара
ВМФ СССР от 13 августа 1940 г. № 474 вместо военных
комиссаров частей и учреждений были введены должности
заместителей командиров частей и начальников учреждений по
политической части.
3аместителем начальника училища по политической части стал
бывший военком, полковой комиссар И. И. Анисимов, он же
начальник отдела политической пропаганды созданного вместо
политического отдела. Бывший начальник политотдела полковой
комиссар Б.Е. Вольфсон был назначен заместителем начальника
отдела политической пропаганды.
В сентябре курсантам 3-го и 2-го курсов был разрешен отпуск
с выездом на родину. Курсанты l-го курса так называемый
морской отпуск проводили при училище. Он был хорошо
спланирован и организован командованием.
Большая группа первокурсников совершила пеший переход из
Севастополя в Ялту. Другая группа осуществила переход в Ялту
на катерах и шлюпках. Курсанты с интересом ознакомились с
крымской природой и достопримечательностями Южного берега
Крыма, получив хорошую физическую закалку.
В сентябре 1940 г. был составлен план
научно-исследовательской работы на 1941-1943 гг. Им
предусматривалось выполнение 46 тем, в том числе 2
диссертации, 2 учебника, 12 учебных и методических пособий.
Над диссертационными темами работали начальник кафедры
минно-торпедного оружия капитан-лейтенант Ю.П. Каминский,
начальник кафедры морской тактики капитан 2 ранга Ф. Г.
Тарасов.
Учебник «Мореходная астрономия для высших военно-морских
училищ» писал начальник кафедры астрономии инженер-капитан 1
ранга А. П. Гедримович. Над учебником «Английский язык»
работала заведующая кафедрой Е. О. Гаврилова. Некоторые
исследования проводились по обобщению опыта Второй мировой
войны.
27 сентября 1940 г. был утвержден ученый совет училища в
составе 36 человек. В него вошли командование училища,
начальники кафедр, а также начальники курсов и их
заместители по политической части, начальник учебного
отдела, начальник научно-исследовательского отделения.




1 октября 1940 г. торжественным построением личного состава
училища начался четвертый учебный год. Его можно считать
годом завершения становления училища. В основном было
закончено строительство училища, учебных, жилых и
вспомогательных помещений. Курсантский состав достиг штатной
численности. В новом учебном году предстояли первые
государственные экзамены выпускного курса.
4 ноября 1940 г. вместо убывшего для продолжения службы в
один из отделов штаба Черноморского флота капитана 2 ранга
П. А. Ипатова в командование училищем вступил контр-адмирал
В. П. Дрозд. Начальником училища В. П. Дрозд был около
четырех месяцев. В феврале 1941 г. он был назначен на
должность командира отряда легких сил Балтийского флота. В.
П. Дрозд оставил о себе хорошую память. Его все уважали как
человека исключительной организованности, требовательного,
высококультурного и грамотного командира.
В январе 1941 г. были проведены межкурсовые соревнования по
восьми видам спорта. Выставленные команды насчитывали 315
спортсменов. Победу одержали представители 2-го курса, они
заняли первое место. На втором месте были спортсмены 1-го
курса.
Почти одновременно в училище проходил смотр художественной
самодеятельности. В нем приняли участие коллективы всех рот.
Разнообразной и интересной была программа. Вместе с
курсантами активное участие в концерте приняли рабочие и
служащие, члены семей командиров и преподавателей, а также
учащиеся подшефных школ.
6. Первый выпуск
Самым ответственным и важным моментом в жизни училища в
1940-1941 учебном году были государственные экзамены
выпускного курса. Подводился итог четырехлетней напряженной
работы всего коллектива училища.
Результаты последних семестровых экзаменов выпускного курса
были довольно высокими. Почти все курсанты не только успешно
выдержали их, но и добились более высоких показателей по
сравнению с предыдущим семестром. Лучшим классом по итогам
был 413-й (старшина — И. И. Труд, секретарь комсомольской
организации — В. И. Квардаков). Курсанты этого класса
получили 76,2% отличных и хороших оценок.
После подведения итогов весенней экзаменационной сессии
приказом начальника училища 477 курсантов четвертого курса
были допущены к сдаче государственных экзаменов. Им
предстояло за пять недель (до 15 марта 1941г.) сдать
государственные экзамены по восьми предметам: основам
марксизма-ленинизма, тактике флота, артиллерии,
минно-торпедному оружию, навигации (устно и письменно),
мореходной астрономии, морской практике и иностранному
языку.
К началу работы государственной экзаменационной комиссии в
училище предстояло выполнить немало: подготовить необходимую
документацию, оборудование, аппаратуру и вооружение,
кабинеты и лаборатории. Работу по подготовке к
государственным экзаменам в связи с убытием начальника
училища к новому месту службы возглавил его заместитель
капитан 1 ранга В. П. Гаврилов.
Выпускникам предстояло отчитаться за годы учебы, показать
свою способность и готовность руководить подразделениями,
обучать и воспитывать личный состав кораблей и частей.
15 февраля 1941 г. приказом Всесоюзного комитета по делам
высшей школы за № 45 председателем государственной
экзаменационной комиссии был назначен контр-адмирал К. О.
Осипов из Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова.
Государственные экзамены показали, что первые питомцы
успешно преодолели все трудности и 445 курсантов выдержали
испытания по всем восьми дисциплинам. К. В. Алексеев, В. И.
Глущенко, А. И. Доценко, В. Я. Федосеев окончили училище с
отличием по первому разряду.
Однако 32 выпускника по отдельным дисциплинам не справились
с испытаниями. При повторной сдаче экзаменов 15 из них
исправили свое положение, а 17 по-прежнему не выдержали их.
Приказом НК ВМФ этим курсантам было присвоено воинское
звание техника-интенданта 2 ранга с вручением свидетельства
о прослушивании курса училища, а не диплома.
Интересно отметить, что командованию училища предоставлялось
право не выпускать курсантов, имеющих грубые нарушения
воинской дисциплины, даже если они успешно сдали
государственные экзамены. Таких курсантов отправляли на
стажировку в звании старшины 1-й статьи. И если их
аттестация за период стажировки не отражала улучшения
поведения, то им грозила задержка до тех пор, пока эта
аттестация не изменится и не станет безупречной.
Выпускники сделали очень много для становления молодого
училища. Сейчас, даже трудно представить ту атмосферу
радости и всеобщего ликования по случаю первого выпуска
молодых командиров флота.
Герой Советского Союза капитан 1 ранга в отставке А. Г.
Кананадзе, курсант первого набора, в своих воспоминаниях
отмечает: «Мы — первенцы, и мы гордимся тем, что строили
училище, непосредственно переживали его становление, учились
и воспитывались под руководством замечательных
преподавателей и командиров. Все лучшие качества, которыми я
обладаю, привиты мне моими первыми воспитателями. Их высокая
требовательность, забота о знаниях, которые они с такой
настойчивостью стремились нам дать, не пропали дapом. Это
очень помогло нам в тяжелые годы войны».
Другой курсант первого набора, капитан 2 ранга в отставке С.
Г. Флейшер, вспоминал: «Благодаря высокой требовательности,
которую предъявляли к нам начальники и преподаватели, мы
получили прочные знания, развитые волевые качества,
дисциплинированность и внутреннюю организованность,
коллективизм, товарищество, чувство ответственности и
воинского долга, чувство постоянной неудовлетворенности в
достигнутом и стремление к совершенству. Все эти высокие и
нужные качества мы получили в училище».
445 курсантам выпускного курса приказом начальника
управления военно-морских учебных заведений было присвоено
воинское звание «мичман». 18 марта 1941 г. они убыли на
шестимесячную стажировку на корабли и в части. Курсанты
тепло и сердечно проводили выпускников, завидовали им. А
они, в свою очередь, благодарили командиров и преподавателей
за их кропотливый труд.
Выпускники проходили стажировку главным образом на боевых
кораблях. На линкоре «Парижская Коммуна», крейсерах «Красный
Крым», «Красный Кавказ» и «Молотов», на лидерах-эсминцах
«Москва» и «Харьков» Черноморского флота стажировались 183
курсанта. На Краснознаменный Балтийский флот убыли 103
выпускника. Там они были разделены на группы, направлены в
базы: Ханко, Рижскую, Лиепайскую и другие и проходили
стажировку, главным образом, на торпедных и сторожевых
катерах.
На Черноморском флоте, кроме того, несколько групп
выпускников стажировались на кораблях и в частях Дунайской
военной флотилии и морской пограничной охраны.
Никто из выпускников не мог предполагать, что большинству из
них не удастся вернуться в училище на торжественный выпуск,
что многим больше никогда не придется увидеться. Однако
каждый из них был уверен, что заложенные замечательные
традиции: любовь к флоту, училищу, к профессии советского
морского командира, готовность преодолеть любые препятствия,
постоянное стремление к улучшению показателей в учебе и
воинской дисциплине, крепкая флотская дружба и взаимопомощь,
принципиальное отношение к недостаткам — будут передаваться
курсантами последующих наборов.
Оставшиеся в училище курсанты 1, 2 и 3 курсов продолжали
учебу. Шла подготовка к годовым переводным экзаменам и
летней практике.
25 марта 1941 г. в должность начальника училища вступил
капитан 1 ранга Борис Николаевич Апостоли, бывший до этого
помощником начальника училища им. М. В. Фрунзе по строевой
части. Он энергично взялся за дело, направляя усилия
командиров и преподавателей на успешное завершение учебного
года.
В мае начались годовые экзамены, продолжавшиеся до 10 июня.
13 июня 1941 г. курсанты 1, 2 и 3-го курсов построились на
плацу перед учебным корпусом. Им был зачитан приказ
начальника училища об организации учебной практики, сроках и
порядке ее проведения. В напутственном выступлении перед
курсантами, уходящими на учебную практику, начальник училища
капитан 1 ранга Б. Н. Апостоли отметил высокие достижения
курсантов в учебе, укреплении воинской дисциплины и поставил
перед ними задачи на время предстоящей летней практики. Он
подчеркнул, что практика начинается в условиях небывало
сложной международной обстановки. Каждый день, час и минута
приближают к войне. Обстановка требует высокой напряженности
в работе бдительности на всех участках. Главная задача —
провести кампанию организованно, полностью пройдя программы
курса, что возможно лишь при высокой сознательности и,
конечно, крепкой дисциплине.
После небольшого церемониала курсанты покинули училище.
Вскоре они уже были на кораблях. Первокурсники разместились
на канонерских лодках Черноморского флота и учебном корабле
«Нева». Продолжительность практики для них планировалась до
30 августа 1941 г. Такой же срок намечался для курсантов
2-го курса, полностью разместившихся на учебном корабле
«Днепр», а также для третьекурсников, проходивших практику
на крейсере «Коминтерн» и других боевых кораблях
Черноморского флота.
Однако завершить практику курсантам в планируемом объеме не
удалось. Началась Великая Отечественная война. Она стала
экзаменом питомцам училища на мужество, стойкость,
командирскую зрелость, высокие морально-боевые качества.
|
|
Статьи
Книги
Труды
Авторские
права
Научно
исследовательская работа
Международная
деятельность
Контакты
"Тайны Севастополя"
Серия из 6 книг ,посвящена 225-летию со дня основания
города-героя Севастополя.
Серия представлена книгами самых разнообразных жанров, от
исторических и научно-исследовательских до мемуаров и
воспоминаний дипломатов.
Читателям представлена уникальная возможность впервые
ознакомиться с ранее закрытыми или вообще запрещенными к
публикациям темами из истории Севастополя и Черноморского
флота.

Как купить 
Реклама: return_links();
?>
|