Официальный сайт Севастопольского писателя Иванова Валерия Борисовича          На главную

 

ЧВВМУ им П.С.Нахимова. Послевоенное становление. 1945-1960 гг.
 

Глава 3. Послевоенное становление училища.

1. Формирование нового училища

9 мая 1944 года Севастополь был освобожден от гитлеровских оккупантов, хотя отдельные бои еще продолжались на Херсонесском полуострове до 12 мая. Вместе с войсками Советской Армии в освобожденный город вошла оперативная группа инженерного отдела Черноморского флота во главе с инженер-подполковником И.А. Лебедем.
Города фактически не существовало. На его месте освободители увидели обожженные каркасы и развалины жилых домов, школ, больниц, музеев, учреждений. Везде сплошные завалы, воронки от бомб, снарядов, обуглившиеся деревья. «...Осталось нынче от него скалы, море да солнце. Да бессмертная слава, которая возродит эти груды камней», — писал тогда известный советский писатель Леонид Соболев, вошедший с войсками в Севастополь.
Было разрушено 94 % жилой площади, уничтожены все промышленные предприятия, водопровод, канализация, электростанция.
В городе из 110 тысяч жителей осталось лишь 10 тысяч. Степень разрушения города не позволяла определить даже направление улиц. Все лежало в развалинах.
Уже на следующий день в освобожденный Севастополь начали возвращаться жители города. 10 мая 1944 года, когда еще продолжались бои в районе мыса Херсонеса, а город горел, вместе с войсками прибыли оперативная группа Крымского обкома партии, Черноморского флота, партийные и советские руководители города — П.И. Лесик, В.П. Ефремов, А.А. Сарина, Е.П. Гырдымова и другие.
Они ознакомились с положением дел, решали самые неотложные и острые проблемы: убрать трупы, разместить раненых, разбирать завалы, накормить и напоить прибывающих в город, в котором было уничтожено все.
И гражданские, и военные, прежде всего, начали расчищать, освобождать дорогу в Севастополь от разбитой военной техники и завалов, по которой уже 12 мая 1944 года прибыл на автомашинах из Туапсе личный состав строительства № 1.
Для разработки тактико-технического задания на проектирование первой очереди восстановительных работ в Севастополе в тот же день прибыла группа проектировщиков, которую возглавлял инженер-подполковник А.С. Кабанов — участник обороны Севастополя и Кавказа. В группу входили офицеры Я.К. Балицкий, А.И. Татаринов, Д.И. Романов, служащие А.Н. Котельников, Л.Л. Егорова, Н.Н. Демидов, А.С. Запорожец, А.Н. Губарев, И.В. Шелепин, В.А. Смелов, А.В. Мороз, Н.А. Волков, Н.Г. Корюхин.
Многие улицы нельзя было определить — была потеряна их градостроительная сетка. На центральном городском кольце восстановлению подлежало всего два здания — главного почтамта и комендатуры. По проспекту Нахимова остался только полуразрушенный фасад дома № 11, в котором ныне размещаются музыкальная школа и Художественный музей. На месте проезжей части нынешних проспекта Нахимова и улицы Большой Морской среди заросшего бурьяном пространства пролегла «тропинка». А по сторонам стояли развалины. Кое-где вился дымок из торчащих в руинах дымовых труб.
В развалинах шныряли стаи крыс. Москиты стали бедствием для населения. Город остался без воды, электроэнергии, канализации. Разрушены железная дорога, тоннели, мосты и вокзал, все промышленные предприятия города и флота. Тысячи неразорвавшихся бомб, мин, снарядов подстерегали в развалинах.
Сейчас нам уже сложно представить себе мертвый, полностью разрушенный город, без электрического освещения, без канализации, со стойким трупным зловоньем, идущим из разваленных домов. Ежедневно на центральных улицах города работали бригады пленных немцев и румын, расчищая завалы, приспосабливая трассы для проезда транспорта. В бухтах—затопленные корабли, торчащие со дна стрелы затонувших плавкранов, возле памятника Затопленным кораблям—обгоревший остов немецкого танкера; за Графской пристанью, на дне бухты—корпус крейсера «Червона Украина».
Улицы были забиты немецкой техникой; кое-где оставались наши подбитые и не пригодные к восстановлению танки. Все деревья в городской черте выгорели. Из-за повсеместных разрушений улицы стали непроходимыми для транспорта и условно проходимыми для пешеходов. Вдоль развалин были проложены пешеходные тропинки.
1 мая 1945 года в освобожденном Севастополе состоялся первый послевоенный парад. Парад проходил на теперешней площади Нахимова, в нем приняли участие моряки-черноморцы, воины-освободители. Кстати, последний военный парад в довоенном Севастополе состоялся 1 мая 1941 года.
4 марта 1946 года принимается решение об организации военно-морского училища с дислокацией в Севастополе, которое в течение 1946–1948 годов должно было готовить командиров малых кораблей со сроком обучения два года. Новое училище в официальной переписке получило название в/ч 69202. Первым послевоенным начальником училища был назначен кап. 1 ранга Ю.В. Ладинский. Старые опытные кадры преподавателей и командиров училища отсутствовали. Некоторые, пройдя войну, служили в других местах. Учебного оборудования фактически не было, все надо было создавать и организовывать вновь.

              

                                                              16-ти весельный ял

               

                                                        1945 г., разрушенная столовая

                

                                                                     1947 г., грамота

                   

                                                      1950-54 г.г., преподаватели училища

                    

                                                  1950 г., сборная училища по плаванию

После войны от прежних корпусов училища и домов офицерского состава почти ничего не осталось. Они были либо полностью уничтожены, либо полуразрушены.
Учебный корпус представлял собой каменный остов с обрушенными потолками, правда, северная часть здания была менее повреждена, во время оккупации там жили люди. Здание столовой и все хозяйственные помещения оставались без крыш, окон и дверей. На территории бывшей базы ОВРа всю войну дислоцировалась небольшая немецкая часть, обеспечивающая работу несколько патрульных катеров и морских барж. Во время войны все деревянные части разрушенных зданий училища и домов офицерского состава были демонтированы и использовались немцами для отопления.
Решение об ускоренном восстановлении Главной базы Черноморского флота было принято после посещения Севастополя руководителями СССР И. В. Сталиным, А. Н. Косыгиным и Н. А. Вознесенским в августе 1948 г.
Были разработаны три плана восстановления Севастополя, один из которых в 1948 году утвердил лично Сталин. В город были направлены 32 тыс. квалифицированных рабочих из 12 областей Российской Федерации.
Совет министров СССР 25 октября 1948 г. принял специальное Постановление № 4035-1719 «О восстановлении города и Главной базы Черноморского флота — Севастополь». Эта директива предусматривала не только восстановление, но и строительство заново города и базы ЧФ в течение 3 — 4 лет.
При Совете министров СССР было создано Управление по восстановлению Севастополя, которое возглавил генерал-майор И. В. Комзин, впоследствии профессор, Герой Социалистического Труда. При этом управлении были сформированы трест № 38 «Севастопольстрой» и «Россевастопольстрой» Министерства коммунального хозяйства РСФСР.
Постановлением Совмина СССР 25 октября 1948 г. было образовано Военно-морское строительное управление центрального подчинения с наименованием «Севастопольвоенморстрой Главного управления Военно-морских сил».
10 февраля 1949 г. Совет министров РСФСР утвердил «Генеральный план застройки Севастополя на 1949-1970 гг.», разработанный Севастопольским «Горпроектом» с учетом исторической планировки города, возможности восстановления отдельных зданий и инженерных коммуникаций. Был утвержден «План капиталовложений на 1949-1953 гг.» с распределением затрат по министерствам, ведомствам и отдельным объектам.
Увеличился численный состав людских ресурсов строительных организаций — с 7000 человек на начальном этапе до 32 000 человек после выхода постановления.
Командование ВМУЗ стремилось по возможности возвращать в училище старые командные и преподавательские кадры. В мае 1946 г. в Севастополь вернулись капитан 2 ранга А. И. Цветков, который вступил в должность заместителя начальника училища по учебной части. Капитан 3 ранга Г. Г. Андреев был назначен на должность начальника учебного отдела; вернулись в училище преподаватели и строевые офицеры А. К. Нерсесов, С. Б. Плиев, Н. Д. Орехов, М. А. Ягло, Г. Е. Жлукто, Н. В. Бирюков и многие другие. Помощником начальника училища по хозяйственной части был назначен полковник интендантской службы А. П. Цицура.
26 июля 1946 г. новым начальником училища был назначен капитан 1 ранга Борис Викторович Никитин. С его приходом широким фронтом развернулись работы по восстановлению разрушенных зданий, строительству новых корпусов, обеспечению училища необходимым для учебного процесса оборудованием. Активно шло формирование нового училища. Уже 1 ноября 1946 года был осуществлен первый послевоенный набор.
Всего на 1-й курс было зачислено 225 курсантов.
В основном это были старшины и матросы с кораблей и частей флота, бывшие курсанты первого курса Николаевского авиационного минно-торпедного военного училища им. Леваневского. История Николаевского авиационного училища началась в 1939 году. Тогда на базе авиационной школы ОСОАВИАХИМ, которая существовала в Николаеве 10 лет, создали военное училище, которое готовило летчиков и штурманов для военной авиации флотов СССР. Учебное заведение просуществовало 20 лет, подготовив за это время более 6000 авиаторов. Несколько сотен выпускников разных лет стали кавалерами правительственных наград, двое – Героями СССР. Училище прекратило существование в 1959 году, во время военной реформы. На его базе создали 33-й центр подготовки морских летчиков для ВМФ СССР, где в 60-80-е годы курсанты авиационных классов ЧВВМУ регулярно проходили практику.
Комплектование училища преподавателями продолжалось по линии укрепления циклов минно-торпедного оружия, тактики, морского и артиллерийского дела.
К этому же времени были укомплектованы должности строевого состава и в пределах необходимости обеспечения учебной работой l-го курса преподавательские должности. Командиром курса был назначен капитан-лейтенант М. В. Овсов, его заместителем по политчасти — капитан 3 ранга И. Е. Андрушенко, а по учебной работе и строевой подготовке — капитан 3 ранга Д. С. Мачкевский. В должности начальников циклов вступили капитан 2 ранга Г. В. Вавилов (кораблевождения), капитан 2 ранга Г. Е. Жлукто (артиллерийского оружия), капитан А. И. Мацко (иностранных языков), капитан 2 ранга А. Н. Петров (тактического), инженер-капитан 2 ранга М. Н. Самойлов (технического).
Старшими преподавателями и преподавателями циклов были назначены капитаны 2 ранга Н. Г. Моргун, Г. Ф. Докукин, П. Д. Медведев, подполковник М. И. Верпатов, капитаны 3 ранга М. М. Жарый, Н. Ф. Синицкий, Н. Р. Дубовик, С. Ф. Демьянович, С. М. Бесов, майор М. Ф. Осадченко, инженер-майор А. С. Сафонов, капитан-лейтенанты Н. Г. Гогин, Г. П. Шкуропат, инженер-капитан Н. М. Фоменко, старшие лейтенанты В. М. Максимов, В. И. Зайцев, А. И. Погорелов, Г. Б. Замятин и другие.
В дальнейшем комплектование училища преподавателями продолжалось в основном за счет укрепления циклов более подготовленными и опытными кадрами, и к концу 1946-1947 учебного года циклы значительно пополнились. На тактический цикл пришли старшие преподаватели — капитаны 2 ранга М. Н. Моль и К. М. Коновалов, преподаватели — капитаны 3 ранга А. А. Куксенко и А. Ф. Васильев, капитан-лейтенанты Н. Г. Синельников и Г. К. Алафердов, старший лейтенант А. Е. Кожарин. На цикл морского дела начальником был назначен капитан 2 ранга П. А. Бобровников, преподавателями — капитан-лейтенант М. И. Рябуха, старший лейтенант Н. Ф. Станкевич.
На должность старшего преподавателя цикла минно-торпедного оружия был назначен бывший помощник флагманского минера ЧФ капитан 2 ранга А. И. Малов. На артиллерийский цикл старшим преподавателем был назначен капитан 2 ранга Г. В. Еремеев. Начальником цикла СНиС стал полковник В. И. Сонин, а цикла социально-экономических дисциплин полковник Ф. Н. Бутырский.
Серьезные трудности вызывало комплектование училища работниками и служащими. Отсутствие жилого фонда, удаленность от города, нерегулярное транспортное сообщение — все это сказывалось на качественном подборе рабочих и служащих. Несмотря на это, в числе первых пришли работать в училище Г. Д. Водопьян, Т. В. Питкина, В. П. Порожний, К. Л. Ященко, Е. М. Топорова, Г.С.Маркова, М. С. Васильева, Е. Д. Бобрицкая, Л.Н.Звягинцева и другие.

11 ноября 1946 г. начался первый послевоенный учебный год.

Он был особенно трудным. Занятия шли по восемь часов в сутки, пять дней в неделю, а один день в неделю каждый класс работал на строительстве учебного и жилого корпусов. Курсанты возводили своими силами и другие служебные объекты. Они гордились тем, что эти здания строились с их участием. Первые послевоенные годы учеба сочеталась с работой по строительству жилья и оборудованию лабораторной базы. На основной территории строился новый учебный корпус, в бухте Песочной создавалась водная станция, рядом начали оборудовать стадион, а чуть выше, на пригорке, создавались лабораторный и жилой корпуса. Рядом с училищем строились дома для офицерского состава, восстанавливалась казарма. Не хватало учебников и бумаги, стройматериалов и топлива. Большие трудности были в организации учебного цикла. Но, преодолевая все невзгоды, курсанты успешно осваивали учебную программу и активно участвовали в строительно-восстановительных работах.

Из-за нехватки учебных площадей кабинет материальной части артиллерии размещался в бане. В развалинах бывшей 14-й учебной батареи — кабинет минного и трального оружия, а в здании лазарета — учебные классы и служебные помещения. И все же учебный процесс в первый послевоенный год был организован вполне удовлетворительно. В этом большая заслуга всего коллектива, в том числе заместителя начальника училища по учебной работе капитана 2 ранга Анатолия Ивановича Цветкова и начальника учебного отдела капитана 3 ранга Георгия Григорьевича Андреева.

                    

                                                                     1950 г., учебный корпус

                   

                                                            1951 г., учебный корпус

                   

                   

                   

                                                                    1954 г., командиры]

Бытовые условия были весьма скромными. Зимой 1946–1947 гг. пришлось по-настоящему бороться за тепло. В классных помещениях были поставлены чугунные печки — «буржуйки», а в жилых помещениях курсанты, бывшие фронтовики, применили свой опыт и соорудили печи из бензиновых бочек, дымоходы которых выводились в окна.
Первый семестр первого учебного года проходил в трудных условиях, не хватало учебников, учебных пособий и классных помещений. В неудовлетворительном состоянии была лабораторная база кафедр, которые не имели необходимых площадей и оборудования. Лабораторные установки в большинстве своем создавались силами личного состава лабораторий под руководством преподавателей в учебных мастерских училища. Большие трудности возникли из-за недостаточной общеобразовательной подготовки набранных в училище курсантов. Огромную роль в повышении методического мастерства начинающих преподавателей играли опытные педагоги, прибывшие из других училищ. Несмотря на трудности, училище развивалось, совершенствовалась его учебно-лабораторная база, укреплялась организация службы.
В апреле 1947 г. училище посетил и ознакомился с его возможностями заместитель ГК ВМС адмирал Г. И. Левченко. В июле положение дел в училище изучал начальник морского Генерального штаба адмирал А. Г. Головко.
30 апреля 1947 года командующий ЧФ адмирал Ф.С.Октябрьский вручил училищу боевое знамя части, под которым оно впервые после войны, 1 мая 1947 года, принимало участие в параде войск Севастопольского гарнизона.
Боевое знамя училища представляло собой особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг училища, а также указывающий на его принадлежность к Вооруженным Силам Советского Союза. Боевое знамя являлось символом воинской чести, доблести и славы, служило напоминанием каждому курсанту о героических традициях и священном долге защиты Отечества. Боевое знамя училища сохранялось с особой тщательностью. У знамени училища круглосуточно неслась караульная служба.
Военно-морской флаг, поднятый на корабле ВМФ, является Боевым знаменем корабля и символизирует его государственную принадлежность и неприкосновенность.
12–23 ноября 1947 года в Севастопольском Доме офицеров проходил судебный процесс над немецкими военными преступниками. В зале заседаний суда присутствовали руководители и преподаватели училища. Многие из них прошли суровые испытания войной и не понаслышке знали о зверствах фашистов. Среди 12 обвиняемых — командующий 17-й армией генерал-полковник Э. Янеке.
Военным трибуналом Черноморского флота он приговорен к 25 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. К такому же сроку приговорены офицеры; солдаты — к 20 годам заключения. В конце 1955 г. все немецкие военные преступники на основании соглашения, подписанного СССР и ФРГ, были отпущены из советских тюрем и лагерей и вернулись в Западную Европу.
1947/48 учебный год стал годом развертывания в училище спортивной работы. В 1947 учебном году 256 человек сдали нормы ГТО I и II ступени, а в соревнованиях на первенство флота и зимней спартакиаде ВМУЗ команды училища заняли ряд призовых мест (гимнастика — второе, футбол и баскетбол — третье). В январе 1948 г. в училище была проведена первая спартакиада, в которой участвовало 57 человек. 5 мая 1948 г., впервые участвуя в эстафете по кольцу города на приз газеты «Слава Севастополя», курсантская команда заняла почетное второе место.
В помещении курсантской казармы своими силами оборудовали первый небольшой клуб. При нем начала создаваться курсантская самодеятельность. Кроме курсантов, активное участие в самодеятельности принимали рабочие и служащие, мичманы и офицеры.
В октябре 1948 года 365 офицеров-выпускников по профилю командиров малых кораблей покинули стены училища. В основном это были участники ВОВ, имевшие боевой и жизненный опыт, многие из них позже продолжили образование в стенах родного училища.
Как и в довоенные годы, большое внимание уделялось морской практике, которая проводилась после каждого года учебы на плавающих кораблях. После первого курса курсанты проходили штурманскую и морскую практику на учебном парусном корабле «Дунай» и гвардейских крейсерах «Красный Крым» и «Красный Кавказ».
Большим уважением и авторитетом пользовались преподаватели училища кап. 1 ранга П.Д. Медведев, кап. 1 ранга М.М. Жарый, кап. 1 ранга А.С. Сафонов, кап. 1 ранга М.Н. Самойлов, кап. 1 ранга А.И. Малов. Тогда они еще не имели ученых степеней и званий, но имели большой практический и боевой опыт. Возобновил работу совет училища, где обсуждались главные вопросы учебного процесса и жизни училища. Большое внимание уделялось не только научно-исследовательской работе, но и физической подготовке, соревнованиям и спортивным праздникам.
15 мая 1948 г. приказом № 64 Главнокомандующего Военно-Морскими Силами было введено в действие пособие «Сигналы на морской дудке». К средствам внутренней связи документ причислял морскую дудку, он же устанавливал 16 различных сигналов, подаваемых ею. Часть из них: «побудка», «передаточный», «на завтрак», «на обед», «на ужин», «большой сбор» («все наверх!»), «аврал», «вызов смены на вахту», «подвахтенные вниз!», «подъем (или спуск) флага» — предварялись командой, подаваемой голосом.
В соответствие с этим приказом всем старшинам- курсантам различных курсов училища были выданы боцманские трубку, как знак особого отличия. Носить на груди боцманскую трубку предписывалось при торжественных построениях, увольнении и при несении дежурно-вахтенной службы.
Подавать сигналы дудкой — особое искусство. Для этого ее надо было взять в ладонь правой руки, прижав шарик, а затем, полусогнув над ним пальцы, сильно подуть в трубку. От дутья и манипуляции пальцами над отверстием шарика дудка меняет тон свиста — от мягкого и глубокого до пронзительно резкого и высокого. Всего существовало 16 различных мелодий, которые трудно изобразить какими-либо нотными знаками. Мелодии эти, как и многие флотские традиции, передавались из поколения в поколение моряков показом и на слух.
В училище боцманская дудка была не более чем простой аксессуар дежурно-вахтенной формы одежды курсантов. Но вид дудки под вырезом курсантской форменки всегда рождал в сердце моряка чувство гордости за свою профессию. Боцманская дудка на груди у ассистентов знаменосца и старшин, идущих в строю в первой шеренге была неотъемлемым предметом формы одежды курсантов долгое время.
Кстати в российском императорском флоте младшим флотским чинам (унтер-офицерам, боцманматам и боцманам) дудку вручали в пожизненное владение. Она была как бы эмблемой их власти и получила название «боцманской».
Возрождалась учебно-экспериментальная база. Особый интерес представляли макет эсминца со всеми огнями и сигналами, выполненный кап. 2 ранга Н.Г.Моргуновым, макет корабля с действующими системами орошения и затопления, выполненный инженер-капитаном 2 ранга М.Н.Самойловым, и многие другие.
Инспекцией ВМУЗ, возглавляемой заместителем начальника ВМУЗ контр-адмиралом И. А. Георгиади в июле 1948 года, было установлено, что материально-техническое обеспечение учебного процесса, уровень преподавания и степень готовности училища, в общем, соответствуют разряду высших учебных заведений. 1 сентября 1948 года училище снова, во второй раз в своей истории, стало высшим. С началом функционирования училища как высшего учебного заведения трудностей прибавилось.
В июле 1948 года первая группа абитуриентов в составе 5 человек прибыла для поступления в училище. Из этой группы первым курсантом нового набора был зачислен Ковалёв Яков Алексеевич, прибывший из Донецкой области после окончания с золотой медалью средней школы, будущий флагманский штурман Черноморского флота, а затем начальник кафедры кораблевождения родного училища. Большинство курсантов нового набора прошли суровую школу войны и послевоенного восстановления разрушенного войной народного хозяйства. В сентябре к принятым курсантам присоединилась большая группа выпускников (120 человек) Саратовского военно-морского подготовительного училища.
Первый послевоенный учебный год начался 1 октября 1948 года после двухнедельного плавания на учебном корабле «Волга» но Чёрному морю, которое много дало курсантам в понимании изучения морских дисциплин.
Первые три года курсанты учились по программе выпуска вахтенных офицеров, но на последнем четвёртом курсе они стали впервые в истории флота обучаться по программе специалистов - штурманов, артиллеристов, минёров-торпедистов
Командирами и наставниками курсантов были замечательные офицеры, начальником курса — известный подводник-североморец капитан 1 ранга В. Афонин, командирами рот –– офицеры, прошедшие школу Великой Отечественной войны, капитаны 3 ранга Божко и Ганич, капитан-лейтенант Н.П.Терсянский, старший лейтенант Семенов. Вскоре после начала нового учебного года капитан 1 ранга Б. В. Никитин убыл на должность начальника Ленинградского нахимовского училища. В командование училищем 20 сентября 1949 г. вступил вице-адмирал Гавриил Васильевич Жуков, в прошлом руководитель обороны Одессы, участник героической обороны Севастополя. Он оставался на должности начальника ЧВВМУ до увольнения в запас в сентябре 1950 г.
В 1949 году был создан Североатлантический блок НАТО — мощная агрессивная военная группировка империалистических государств. Его агрессивность еще больше возросла с включением в него в 1955 году Западной Германии. Началась бешеная гонка вооружений, в том числе и ядерного оружия. Над Европой, явившейся главной ареной двух мировых войн, снова нависла опасность военного конфликта.
Советский Союз принял программу ускоренного строительства и обновления Военно-Морского Флота. Быстрыми темпами начали строиться новые корабли различных классов, росли их техническая вооруженность и боевая мощь. В связи с этим существенно возросла потребность в высококвалифицированных офицерских кадрах. Назрела необходимость создания новых высших военно-морских учебных заведений для подготовки специалистов различного профиля. В первое послевоенное десятилетие флот пополнился кораблями и самолетами, вооруженными обычными видами оружия, которые с учетом опыта войны непрерывно совершенствовались. Вместе с тем на флот начали поступать и новые корабли, такие как крейсера проекта 68 бис, эскадренные миноносцы проекта 30 бис, подводные лодки проекта 613.
Большое внимание высшему училищу уделяло и руководство ВМУЗ. В октябре 1948 г., вскоре после начала учебного года, училище посетил начальник управления ВМУЗ адмирал В. Ф. Трибуц. Он интересовался не только состоянием боевой и политической подготовки, организацией службы, но и жизнью, бытом курсантов. Адмирал высказал много полезных советов и в последующем оказал помощь по их реализации.
27 октября 1948 г. завершился первый послевоенный учебно-воспитательный цикл. В этот день состоялся выпуск офицеров по профилю командиров малых кораблей, окончивших училище по двухгодичной программе. По случаю выпуска состоялся парад всего личного состава ЧВВМУ. Всего было выпущено 365 человек. Лейтенанты Станислав Евгеньевич Архангельский и Вячеслав Зиновьевич Гумгал окончили училище с отличием по первому разряду и были занесены на Доску почета. 12 человек окончили училище с отличием по второму разряду.
Подавляющее большинство выпускников первого послевоенного выпуска — это участники Великой Отечественной войны. Боевой и жизненный опыт помог этим офицерам сразу активно начать службу на командных должностях. Многие из них позже получили высшее образование, в том числе в родном ЧВВМУ. Бывший фронтовик Борис Степанович Семенов, после выпуска был назначен командиром курсантской роты. Вскоре Б. С. Семенов окончил ЧВВМУ и получил диплом о высшем образовании. Затем был назначен преподавателем морской практики и с успехом вел педагогическую работу.

И все же послевоенные трудности продолжали сказываться. Острый недостаток в помещениях вызвал решение о строительстве специального лабораторного корпуса со сроком ввода к 1952/53 учебному году, нового спального корпуса и несколько позднее − столовой. Не хватало учебных пособий и инструментов, на 10 курсантов был один комплект прокладочных инструментов. Были трудности и в комплектовании училища курсантами, а кафедр − преподавателями. Около 60 % отчисленных курсантов были исключены по неуспеваемости. Требования в училище стали значительно выше, а комплектование особенно через военкоматы, оставалось на прежнем уровне. Общеобразовательная подготовка молодежи была недостаточной. Лучше дело с учебой обстояло у тех курсантов, которые пришли в ЧВВМУ, окончив Саратовское подготовительное училище. В числе этих курсантов был и будущий Герой Советского Союза мирных дней, первый адмирал из послевоенного выпуска Вадим Леонидович Березовский. Возобновил работу и совет училища. На заседаниях совета обсуждались главные вопросы учебного процесса, становления циклов, жизни училища и быта курсантов.
После экзаменов курсанты ушли на свою первую учебную практику, проводившуюся на Черном море на учебно-парусном корабле «Дунай» и гвардейских крейсерах «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Несмотря на большую учебную загруженность и высокую напряженность в течение трехмесячной практики, курсанты с успехом сдали зачеты и экзамены.
Большое внимание в училище уделялось научно-исследовательской работе. Характерным в этом отношении являлся план НИР на 1949 г. Из 39 принятых к разработке тем в итоге необходимо было подготовить один учебник, 29 учебных пособий и написать 9 научных статей. Работая над учебными пособиями, преподаватели приобретали первоначальные навыки научной работы. Три преподавателя готовили к защите диссертации, а шестнадцать − спланировали и начали сдачу экзаменов кандидатского минимума.
Большое значение придавалось физической подготовке, с помощью которой, как и всегда, старались выработать у курсантов выносливость, быстроту реакции и другие необходимые будущему офицеру морально-психологические и физические качества. Учебные итоги первого года дали 78 % хороших и отличных оценок. Примерно такие же результаты были достигнуты на летней практике.
В 1949 году на территории бригады торпедных катеров в Карантинной балке был создан первый в Севастополе плавательный бассейн для обучения плаванию военных моряков и курсантов. Для этих целей был использован металлический отсек эсминца, который был отрезан от корпуса корабля и установлен на бетонную основу. Позже его по периметру обложили каменной стеной и закрыли крышей. Получился искусственный плавательный бассейн размером 18 х 4 метра. В нем-то и начали тренироваться первые севастопольские чемпионы послевоенного периода. Кроме занятий по плаванию в бассейне проходили и тренировки по водному поло, и даже первенства города и флота, всегда с участием курсантов ЧВВМУ. В течение лагерного периода в училище трижды проводились массовые соревнования по плаванию, легкой атлетике, баскетболу, футболу и перетягиванию каната. 23 февраля, 1 мая и по окончании курса теоретического обучения устраивались массовые спортивные праздники.
Вскоре была развернута и секционная работа. В секциях гимнастики, борьбы, бокса, фехтования, баскетбола и яхтенных капитанов занималось около 30% всех курсантов. И уже в осенних (1949 г.) спортивных соревнованиях главной базы Черноморского флота команда баскетболистов, два боксера и команда яхтсменов училища заняли вторые места. К концу учебного года до 50 % курсантов сдали нормы ГТО 1-й ступени. Спортивная работа осложнялась слабостью материально-технического обеспечения. Не было оборудованного стадиона, не хватало спортинвентаря. В период с 22 октября по 27 ноября 1949 г. была проведена l-я послевоенная спартакиада высшего училища (фактически первого курса). В ней участвовали до 75% всех курсантов. Началась массовая сдача норм ГТО I-й ступени, и в 1949/50 учебном году нормы сдали 458 человек. В январе 1950 г. 60 лучших спортсменов училища впервые поехали в Ленинград на 13-ю зимнюю спартакиаду ВМУЗ. На этой организационной основе в последующие годы ритмично и последовательно развивалась спортивно-физкультурная работа, которая всегда являлась одной из важнейших частей всей учебно-воспитательной работы, направленной на подготовку хорошо закаленных офицеров флота. Курсанты были отличными гребцами, а шлюпки под командованием Пехова и Драгилева на равных соревновались со знаменитыми в ту пору в Военно-Морском Флоте шлюпками с линкоров «Севастополь» и «Новороссийск». Большой популярностью пользовались турниры по перетягиванию каната. На эти соревнования приходили тысячи людей, и курсантская команда под руководством Петра Змиевского неизменно была в числе призеров. Чемпионами Севастопольского гарнизона и флота были курсантские команды по волейболу, баскетболу, фехтованию, боксу и штанге.

Реклама: Переходи на blog.worktravel.org.ua условия стажировки в Америке в Понедельник.

Посетившие в сентябре 1950 г. училище начальник Главного морского штаба адмирал А. Головко и начальник ВМУЗ вице-адмирал В. Л. Богденко отметили недостатки в уровне учебно-лабораторной базы и организации службы, после чего в сентябре 1950 года новым начальником училища был назначен подводник-североморец Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Александрович Колышкин. В течение 1950/51 учебного года в училище прибыли семь начальников кафедр и 41 преподаватель. Среди них такие прекрасные педагоги, как инженер-полковник Н. Г. Плащинский, капитаны 2 ранга А.Н. Петров, П. С. Крылов, М. И. Свиридов, капитан-лейтенант И. И. Пермяков и другие. Они во многом способствовали постановке учебно-воспитательной, научно-методической работы на кафедрах.
21 февраля 1950 г. начальником ВМУЗ был утвержден план НИР училища на 1950 г. Наиболее характерными для этого плана были такие работы, как учебные пособия полковника Н. Н.Трухина, инженер-капитана 3 ранга Н. М. Коломийца. Тогда же кафедру основ марксизма-ленинизма возглавлял единственный в тот период в училище доцент, кандидат исторических наук капитан 2 ранга И. П. Кучин.
К концу учебного года в строй были введены 22 лаборатории и кабинета. В них проводили обучение 18 кафедр, учились курсанты двух курсов. В 1950 г. артиллеристы ввели лабораторию артстрельбы с ПУС «Гейслера» и кабинет дальномеров. Электротехники под руководством мичмана В. А. Мишачева смонтировали четыре поста управления кораблем. Заново были созданы три кабинета навигации и один — девиации магнитного компаса, а также химическая лаборатория. Вошли в строй два действующих кабинета тактики ВМФ со столом тактического розыгрыша и два кабинета средств наблюдения и связи.

              

                                       Преподаватели минно-торпедного факультета

               

                                                            1954 г., командный состав

               

                                                                      1955 г., на парад

               

              

                                                                 1945 г., ДОС училища

Большое место в жизни училища занимала фундаментальная библиотека. Для налаживания ее работы в 1948-1949 гг. многое сделал ее начальник капитан-лейтенант А. Г. Грязнов. В апреле 1950 г. начальником библиотеки был назначен майор Я. Ш. Шухат. Под его руководством небольшой коллектив –– А. М. Дьяченко, К. И. Малицкая, Н. П. Рунова, В. М. Кадушечкина –– проделал огромную работу по дальнейшему увеличению книжного фонда, улучшению внутрибиблиотечной работы и пропаганде книги. Книжный фонд фундаментальной библиотеки составлял около 23000 единиц.
В 1950 г. вводится специализация на старшем, третьем, курсе по штурманской, артиллерийской и минно-торпедной специальностям. Это положительно отразилось на уровне подготовки выпускников. Улучшению подготовленности курсантов и усилению связи училища с флотом способствовало введение в состав совета училища четырех постоянных представителей от флота. Ими были командир отряда учебных кораблей ЧФ, флагманские штурман, артиллерист и минер.
Научное общество курсантов (НОК), созданное еще в 1949 году, ежегодно совершенствовало свою работу. Совет училища создал организационную комиссию и поручил ей организационную работу НОК. Первые кружки начали работу на кафедрах навигации, астрономии, средств наблюдения и связи, высшей математики и иностранных языков. Продолжалось развитие лабораторной базы.
Этому способствовало создание в училище комиссии по рационализации и изобретениям (РИЗ). Возглавил комиссию начальник кафедры корабельной электротехники инженер-капитан 2 ранга А.С.Сафонов, в будущем профессор.


                                                

                  

                 

За год было подано 36 рационализаторских предложений, из них 18 были зарегистрированы комиссией. Большинство предложений были реализованы и использованы в учебном процессе. Особый интерес представлял макет эсминца со всеми огнями и сигналами, выполненный капитаном 2 ранга Н. Г. Моргуном (кафедра морской практики). Действующий макет маяка представил капитан 3 ранга П. Д. Медведев (кафедра навигации), светящуюся канализацию тока –– мичман В. А. Мишачев (кафедра корабельной электротехники). Макет корабля с действующими системами орошения и затопления выполнил инженер-капитан 2 ранга М. Н. Самойлов (кафедра теории устройства и живучести корабля). Инженер-капитан 2 ранга Г. П. Ненашев предложил такую конструкцию головного соединения дизелей, которая была принята промышленностью, а изобретатель получил авторское свидетельство. Вопрос кинофикации занимал заметное место в учебном процессе, расширилась ее база. Это позволило в течение учебного года на 36 сеансах продемонстрировать 24 учебных фильма.

 

   

    Статьи

    Книги

    Труды

    Авторские права

    Научно исследовательская работа

    Международная деятельность

    Контакты

"Тайны Севастополя" Серия из 6 книг ,посвящена 225-летию со дня основания города-героя Севастополя.
 Серия представлена книгами самых разнообразных жанров, от исторических и научно-исследовательских до мемуаров и воспоминаний дипломатов.
  Читателям представлена уникальная возможность впервые ознакомиться с ранее закрытыми или вообще запрещенными к публикациям темами из истории Севастополя и Черноморского флота.

 

 

Как купить 

©2008-2013 Иванов В.Б.  Все права защищены